История Могилева: первые авто
Когда первые автомобили появились на улицах Могилева, точно никто не знает. Известно лишь одно - были они иностранного производства. Хотя в то время и предпринимались неоднократные попытки создать русское автомобилестроение, однако, царское правительство предпочитало покупать машины в Германии, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии. Пошлины на ввоз авто были очень низкие, естественно импорт рос из года в год. Так, в 1901 году ввезено было 44 машины, в 1903-71 машина, в 1904-11 машин, в 1907-563 машины. Основная часть из этого количества шла на нужды армии и госучреждений. Кое-что покупали и частные лица. Такое могли позволить себе в те годы лишь очень богатые люди, авто считалось вещью престижной, признаком роскоши и процветания.
Провинциальный Могилев не славился своими промышленными магнатами и богатыми дворянами, поэтому можно предположить: горожане увидели шумное и чадящее чудо на колесах не ранее 1906 года. Есть данные, что в Могилевской губернии в 1910 году насчитывалось всего 7 авто, из них 6 в городах, и 6 мотоциклов, из них 3 в городах. Хотя Могилев и являлся центром губернии, но входящий в ее состав Гомель был побогаче, так что встретить автомобиль можно было скорее там. С учетом этого, в 1910 году в Могилеве могло быть не более 2-3 машин.
В 1911 году мещанин Самуил Сагал планировал организовать перевозку пассажиров на двух 4-х местных авто по маршрутам “Вокзал-Луполово” и “Вокзал-Быховский рынок”. Было получено соответствующее добро губернатора, после чего полицейское управление уведомило городскую управу, что препятствий к открытию в Могилеве автомобильного движения нет. Осуществились ли эти планы, сказать сейчас трудно.
До начала первой мировой войны на улицах города можно было наблюдать только легковые авто: “Дитрих” в 10 л.с. (лошадиных сил), "Гумберг”-26 л.с., "Клеман-Байар”-26л.с., "Делоне-Бельвиль” в 70 л.с. Последний развивал скорость до 100км/час, но только не на городских улицах, где гораздо меньшей скорости пугались не только лошади, но и пешеходы. Не знаю, какие правила действовали в городе, но вот в Санкт-Петербурге автомобили не должны были превышать скорость большой конской рыси или 20 верст в час. Кстати, в областном архиве общественных организаций сохранились “Правила движения транспорта по г. Могилеву на 1926 год”.Так вот там говорится:”...лошади и велосипеды обязаны двигаться со скоростью не свыше 6 верст в час, автомобили и другие самодвижущиеся машины- не свыше 10 верст в час, а по мостам- не более 3 верст в час. И это, заметьте, через 15 лет после появления первых авто в городе. Для сравнения –средняя скорость пешехода-5 верст в час.
Дитрих выпуска 1903 года.
Надо упомянуть, что управление авто в начале века было делом трудным и опасным, требовало немалых, по тем временам, познаний в механике и значительных физических усилий. Приходилось постоянно возить с собой солидный набор инструментов и запчастей. В холодную погоду застывшее масло блокировало коробку передач при пуске машины и, вращая рукоятку, водитель крутил не только вал двигателя, но и колеса. В осеннюю распутицу и снежные зимы колеса скользили, и автомобиль, в отличие от лошади не мог преодолеть даже небольшой подъем или удержаться на спуске, а таковых в Могилеве за пределами центра города, хватало. Поэтому машинами пользовались в основном в летнее время.
Delaunay-Bellevile F6 de-luxe (Франция) 1909 год.
Перед первой мировой войной появились в городе и автобусы. Германские подданные Г. Дитрих и А.Фойхт, проживавшие на Большой Мещанской улице организовали перевозку пассажиров на 10-ти местном “Мерседесе” по маршрутам: ”Вокзал - Губернаторская площадь -Черниговская застава””,”Вокзал - Губернаторская площадь - Быховская застава”. Видно дела пошли неплохо, и по тем же маршрутам с 25 июля 1914 года отправился в путь уже 20-ти местный “Мерседес” с номерным знаком №9. Проявили интерес к автомобилям и М.К.и П.П.Шульговский. Они в феврале того же года подали прошение о выдаче свидетельства на право езды по городу на трех автомобилях. Прошения пошли потоком, так что городской управе в 1914 году пришлось образовать особую комиссию, состоящую из полицейских чинов и известных городских специалистов: механика городской электростанции В.Р.Доблера и пожарного техника В.М.Ауэрбаха.
В первую мировую войну, особенно после появления в городе царской Ставки, автомобильное движение в городе оживилось. Горожане впервые увидели грузовики, а однажды по улицам, к радости местных мальчишек, проехала колонна броневиков. По Днепровскому проспекту с вокзала и на вокзал часто проезжал на авто в сопровождении конного конвоя и царь Николай II.
После революции авто исчезли из поля зрения горожан: автомобильный парк России на 90% состоял из иномарок, и достать запчасти для более 300 моделей, находившихся в эксплуатации, в условиях разрухи стало неразрешимой проблемой. Да и с бензином возникли проблемы: бакинские нефтезаводы долгое время оставались в руках белогвардейцев.
Тем не менее, в конце 1918 года в Могилеве создали транспортную службу-автоинспекцию с тремя грузовыми и двумя легковыми авто. В 1919 году на 10-ом съезде губсовнархоза планировалось даже увеличить число грузовиков до 15-ти, а легковушек-до 5-ти. Скорее всего, эти планы остались на бумаге, поскольку в 1921 году Отрамот - наследник автоинспекции, располагал всего 3-мя грузовиками. Да это и понятно: если в крупных городах действовали ремонтные заводы, кое-как собиравшие их нескольких машин одну, то провинциальному Могилеву приходилось об этом только мечтать.
Однако авто по улицам города двигались. В Могилеве в начале 20-годов располагался штаб 8-ой стрелковой дивизии, а при нем авторота. В городе также базировались 10-й и 35-й бронеотряды Красной Армии и 6-ой грузовой автоотряд при штабе 16-ой армии.
После революции импорт автомобилей в Россию прекратился, и пришлось налаживать собственное производство. В 1924 году начался выпуск грузовиков на заводе “АМО” в Москве, по 1000 штук в год. При плановом распределении получали их крупные города и стройки, а Могилев довольствовался конной тягой. Только к 1930 году удалось довести выпуск “АМО” до 3200 штук, и лишь тогда грузовики двинулись в провинцию.
После пуска в 1932 году автозавода в Нижнем Новгороде на улицах Могилева появились грузовики “ГАЗ-АА”, больше известные в народе как “полуторки”. Через год в Советском Союзе началось и серийное производство легковушек. Сначала это были “ГАЗ-А”, а с 1936 года- “ГАЗ-М”-знаменитые “эмки”. Однако, это не означало, что авто заполонили могилевские улицы. Крупнейшая транспортная организация в городе -Могилевское отделение Белгостранса, в 1936 году имела в своем распоряжении лишь 13 грузовых машин и 4 автобуса.
По нескольку автомобилей числилось на крупных предприятиях: заводе им.Куйбышева, металлургическом, авторемонтном заводе №7.И только перед самой войной, когда в СССР годовой выпуск грузовиков достиг 180 тысяч, а легковых авто-27 тысяч, автомобильный парк города стал пополнятся быстрыми темпами.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by