4-03-2021, 21:01
Леонид Плоткин
1 467

История Могилева: завод «Электродвигатель. Первые шаги

В декабре 2020 года завод «Электродвигатель» в Могилеве мог отпраздновать  75 лет с даты основания. Но не сумел дожить до  юбилея, превратившись за несколько лет до этого в филиал  ОАО «Могилевлифтмаш». А между тем это  было первое предприятие в Могилевской области, награжденное высшей наградой СССР ,орденом Ленина, и  одно из двух получившую эту награду за всю историю города и области. Замечу, что подобные  награды просто так в те времена не давали.
 
28 декабря 1945г. Центральный Комитет Компартии Белоруссии и правительство республики издали постановление об образовании в г. Могилеве металлообрабатывающего комбината. Комбинату выделили здание бывших гаражей СНХ. Эти гаражи построили перед войной, когда было решено перевести в Могилев  из Минска столицу БССР. Располагались они между улицами Урицкого и Андреева. По другую сторону ул.Урицкого, бывшей Капитановской, стояло несколько зданий завода им.Димитрова, ныне «Строммашина». Но потом планы поменялись, в 1940 году пустующие гаражи передали вновь образованному на  базе  заводов им.Димитрова  и авторемонтного авиамоторному заводу. За время войны от гаражей остались только стены и крыша.
 Могилев.1950 год. Работники металлообрабатывающего комбината,участники освоения производства электродвигателей.

Перед Иваном Павловичем Станкевичем, первым директором комбината, стояла  за­дача срочно восстановить здание гаражей. Для начала пришлось всем коллек­тивом отправиться в лес и превратиться на время в лесорубов, а потом в плотни­ков, столяров, каменщиков. Цехов не было. Единым начальником, руководившим группой рабочих был Дмитрий  Наталевич.
 
 Из Германии стало поступать по репарации оборудование и кое-какая оснастка.У всех на устах было немецкое слово «Тюмлер»-так назывался завод, который по частям отправляли в Могилев. Правда, завод тот делал в войну фауст-патроны,а надо было думать о мирной жизни. Начался монтаж прессов ,станков, литейных ма­шин. Техдокументация, естественно, поступила на немецком языке, да и то не вся. А где найдешь в городе технически грамотного переводчика? Приходилось полагаться на собственную смекалку и опыт. 
 
Главный инженером был назначен  Райхлин Яков Исаакович ,главным механиком      - Асколкин , начальником  отдела кадров - Масарский, он же был первым парторгом завода .  Секретарем комсомольской организации в то время была Лидия Телешева. 

Первыми рабочими, пришедшими на завод  были будущие слесаря-инструментальщики Столин Р.Ш., Валюжинец А.Г.,Рыжов, Шелигов,Мажаровский ,токаря Ханин Борис,Шелков Александр ,Володько В.М., Эдальян, Бородавко Н.А,фрезеровщики Лемешков Н.П., Кускин А.Т. ,строгальщики Желяев Л.П.,Филипов Г. , Михалевич Н.Г., шлифовщики   Свидлер Н.Г.,Зигман И.И,  Тадеуш Н..И. и другие.
 
Электричество в Могилеве было в дефиците: ТЭЦ -1 была разрушена, линии электропередач также. Небольшое количество электроэнергии вырабатывали прибывшие в город энергопоезда, но она предназначалась для наиболее важных потребителей. Металлокомбинат к таковым не относился. Зато у предприятия имелся полученный из Германии дизель-генератор,а электрослесарь Хайкин сумел его за­пустить. 
  Ветераны завода "Электродвигатель".Те, кто проработал на заводе 30 лет и более.

 К этому времени определили производственную программу-металлоизделия для населения. За годы войны у многих были утеряны предметы домашнего обихода, так что часто консервная банка заменяла и тарелку, и чашку, и стакан. Остро не хватало ведер, кастрюль, керосиновых ламп, мебельной  фур­нитуры, лопат, дверных и оконных петель. Изделия  вроде бы простые, но для их изготовления требовалось соответствующее оборудование,оснастка, инструмент, материалы.
 
Как вспоминал ветеран завода, слесарь-инстументальщик Рувим Столин, а он был принят на работу в мае 1946 года, поручили сделать штамп для одной из деталей ведра. Задача вроде бы и несложная, да только всех нужных инструментов нет, техдокументации нет, инструментальных сталей нет. Узнали, что в Ямнице хранятся трофейные немецкие танки, ждут своей  очереди на переплавку. А известно, что бронеобшивку делали из легированных сталей. Послали в Ямницу газорезчика, он вырезал несколько кусков. Из них и сделал  Столин первый штамп. А за ним второй, третий… Техбюро в инструментальном еще не было, так что слесарь-инструментальщик выполнял роль и технолога, и диспетчера, и термиста. Кстати, термические печи на предприятии  отсутствовали, и приходилось производить упрочнение деталей в обычной кузнице. Качество при этом оставляло желать лучшего, но иного выхода не было. Часто приходилось Столину бывать и литейном цеху, где в дыму и копоти от плавильных печей,работающих на нефти, в тусклом свете электроламп передвигались чумазые рабочие, напоминающие скорее чертей в аду.
 
В 1946г. предприятие уже выпускало 8 наименовании изделий ширпотреба. А уже в 1950 году за пределы города и республики с маркой "МАК" отправлялись ручки и петли, задвижки и замки для окон и дверей, ножи и вилки, сковородки и кастрюли, тарелки и лопаты, мебельная фурнитура, коньки "Снегурочка" и "Хоккей" - свыше 200 разных товаров.
 
 С 1949года комбинат возглавил Судаков  Борис Васильевич.   К этому времени коллектив пришел к выводу, что может выпускать более сложную продукцию. С учетом высокой квалификации персонала и наличия оборудования выбор пал на электромоторы. Тем более, что у некоторых рабочих и  специалистов уже имелся опыт выпуска двигателей-до войны на заводе им. Димитрова (ныне завод "Строммашина") был построен специальный электромоторный цех и с 1938 года начат выпуск двигателей. Душой этого нового дела и инициатором поаторного освоения электродвигателей был техник-электрик В.Симкин.
 
В Министерстве местной промышленности БССР поддержали идею и в  начале 1949 г. группа работников завода была направлена в небольшой городок Медногорск Оренбургской области на бывший военный завод № 314  для изучения производства электродвигателей типа «Урал». Из командировки они привезли  новые знания ,опыт и  штампы для вырубки листов статора и ротора.
 
Было принято решение подогнать, реставрировать привезенные штампы,  а позже приступить к изготовлению штампов собственного производства.  К концу 1950г. из стен комбината вышли  13 тысяч электродвигателей типа "Урал".

Могилев.1950 год.Первые электродвигатели изготовленные на металлокомбинате (МОК)

Электромоторный  цех того времени был оснащен очень скромно. Огороженный участок в старом штамповочном цехе. Там стояли длинные столы и скамейки. Это был конвейер, только ручной. На обмоточном участке работали  и мужчины, и женщины. Цех обогревался железными бочками, в которых горели дрова, Но их тепла было недостаточно и в холодное время года приходилось работать в верхней одежде.
 
Во второй половине 50-х годов было принято решение о расширении производства электродвигателей и на восточной окраине Могилева в 1958 году построили и ввели в эксплуатацию корпус № I, где в настоящее время размещаются инструментальный и ремонтно-механический цеха. В том же году металлокомбинат переименовали в завод «Электродвигатель».
   
С 1961 г. основной продукцией предприятия стали электродвигатели, а производство ранее освоенных изделий ширпотреба передано другим предприятиям республики.В I962r. предприятие полностью переселилось в новые корпуса на окраине города (в наши дни микрорайон «Юбилейный»). В 1965 году завод перешел в подчинение Министерства электротехнической промышленности Союза ССР.
 
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by
 


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle