История Могилева: завод «Электродвигатель. Первые шаги
В декабре 2020 года завод «Электродвигатель» в Могилеве мог отпраздновать 75 лет с даты основания. Но не сумел дожить до юбилея, превратившись за несколько лет до этого в филиал ОАО «Могилевлифтмаш». А между тем это было первое предприятие в Могилевской области, награжденное высшей наградой СССР ,орденом Ленина, и одно из двух получившую эту награду за всю историю города и области. Замечу, что подобные награды просто так в те времена не давали.
28 декабря 1945г. Центральный Комитет Компартии Белоруссии и правительство республики издали постановление об образовании в г. Могилеве металлообрабатывающего комбината. Комбинату выделили здание бывших гаражей СНХ. Эти гаражи построили перед войной, когда было решено перевести в Могилев из Минска столицу БССР. Располагались они между улицами Урицкого и Андреева. По другую сторону ул.Урицкого, бывшей Капитановской, стояло несколько зданий завода им.Димитрова, ныне «Строммашина». Но потом планы поменялись, в 1940 году пустующие гаражи передали вновь образованному на базе заводов им.Димитрова и авторемонтного авиамоторному заводу. За время войны от гаражей остались только стены и крыша.
Могилев.1950 год. Работники металлообрабатывающего комбината,участники освоения производства электродвигателей.
Перед Иваном Павловичем Станкевичем, первым директором комбината, стояла задача срочно восстановить здание гаражей. Для начала пришлось всем коллективом отправиться в лес и превратиться на время в лесорубов, а потом в плотников, столяров, каменщиков. Цехов не было. Единым начальником, руководившим группой рабочих был Дмитрий Наталевич.
Из Германии стало поступать по репарации оборудование и кое-какая оснастка.У всех на устах было немецкое слово «Тюмлер»-так назывался завод, который по частям отправляли в Могилев. Правда, завод тот делал в войну фауст-патроны,а надо было думать о мирной жизни. Начался монтаж прессов ,станков, литейных машин. Техдокументация, естественно, поступила на немецком языке, да и то не вся. А где найдешь в городе технически грамотного переводчика? Приходилось полагаться на собственную смекалку и опыт.
Главный инженером был назначен Райхлин Яков Исаакович ,главным механиком - Асколкин , начальником отдела кадров - Масарский, он же был первым парторгом завода . Секретарем комсомольской организации в то время была Лидия Телешева.
Первыми рабочими, пришедшими на завод были будущие слесаря-инструментальщики Столин Р.Ш., Валюжинец А.Г.,Рыжов, Шелигов,Мажаровский ,токаря Ханин Борис,Шелков Александр ,Володько В.М., Эдальян, Бородавко Н.А,фрезеровщики Лемешков Н.П., Кускин А.Т. ,строгальщики Желяев Л.П.,Филипов Г. , Михалевич Н.Г., шлифовщики Свидлер Н.Г.,Зигман И.И, Тадеуш Н..И. и другие.
Электричество в Могилеве было в дефиците: ТЭЦ -1 была разрушена, линии электропередач также. Небольшое количество электроэнергии вырабатывали прибывшие в город энергопоезда, но она предназначалась для наиболее важных потребителей. Металлокомбинат к таковым не относился. Зато у предприятия имелся полученный из Германии дизель-генератор,а электрослесарь Хайкин сумел его запустить.
Ветераны завода "Электродвигатель".Те, кто проработал на заводе 30 лет и более.
К этому времени определили производственную программу-металлоизделия для населения. За годы войны у многих были утеряны предметы домашнего обихода, так что часто консервная банка заменяла и тарелку, и чашку, и стакан. Остро не хватало ведер, кастрюль, керосиновых ламп, мебельной фурнитуры, лопат, дверных и оконных петель. Изделия вроде бы простые, но для их изготовления требовалось соответствующее оборудование,оснастка, инструмент, материалы.
Как вспоминал ветеран завода, слесарь-инстументальщик Рувим Столин, а он был принят на работу в мае 1946 года, поручили сделать штамп для одной из деталей ведра. Задача вроде бы и несложная, да только всех нужных инструментов нет, техдокументации нет, инструментальных сталей нет. Узнали, что в Ямнице хранятся трофейные немецкие танки, ждут своей очереди на переплавку. А известно, что бронеобшивку делали из легированных сталей. Послали в Ямницу газорезчика, он вырезал несколько кусков. Из них и сделал Столин первый штамп. А за ним второй, третий… Техбюро в инструментальном еще не было, так что слесарь-инструментальщик выполнял роль и технолога, и диспетчера, и термиста. Кстати, термические печи на предприятии отсутствовали, и приходилось производить упрочнение деталей в обычной кузнице. Качество при этом оставляло желать лучшего, но иного выхода не было. Часто приходилось Столину бывать и литейном цеху, где в дыму и копоти от плавильных печей,работающих на нефти, в тусклом свете электроламп передвигались чумазые рабочие, напоминающие скорее чертей в аду.
В 1946г. предприятие уже выпускало 8 наименовании изделий ширпотреба. А уже в 1950 году за пределы города и республики с маркой "МАК" отправлялись ручки и петли, задвижки и замки для окон и дверей, ножи и вилки, сковородки и кастрюли, тарелки и лопаты, мебельная фурнитура, коньки "Снегурочка" и "Хоккей" - свыше 200 разных товаров.
С 1949года комбинат возглавил Судаков Борис Васильевич. К этому времени коллектив пришел к выводу, что может выпускать более сложную продукцию. С учетом высокой квалификации персонала и наличия оборудования выбор пал на электромоторы. Тем более, что у некоторых рабочих и специалистов уже имелся опыт выпуска двигателей-до войны на заводе им. Димитрова (ныне завод "Строммашина") был построен специальный электромоторный цех и с 1938 года начат выпуск двигателей. Душой этого нового дела и инициатором поаторного освоения электродвигателей был техник-электрик В.Симкин.
В Министерстве местной промышленности БССР поддержали идею и в начале 1949 г. группа работников завода была направлена в небольшой городок Медногорск Оренбургской области на бывший военный завод № 314 для изучения производства электродвигателей типа «Урал». Из командировки они привезли новые знания ,опыт и штампы для вырубки листов статора и ротора.
Было принято решение подогнать, реставрировать привезенные штампы, а позже приступить к изготовлению штампов собственного производства. К концу 1950г. из стен комбината вышли 13 тысяч электродвигателей типа "Урал".
Могилев.1950 год.Первые электродвигатели изготовленные на металлокомбинате (МОК)
Электромоторный цех того времени был оснащен очень скромно. Огороженный участок в старом штамповочном цехе. Там стояли длинные столы и скамейки. Это был конвейер, только ручной. На обмоточном участке работали и мужчины, и женщины. Цех обогревался железными бочками, в которых горели дрова, Но их тепла было недостаточно и в холодное время года приходилось работать в верхней одежде.
Во второй половине 50-х годов было принято решение о расширении производства электродвигателей и на восточной окраине Могилева в 1958 году построили и ввели в эксплуатацию корпус № I, где в настоящее время размещаются инструментальный и ремонтно-механический цеха. В том же году металлокомбинат переименовали в завод «Электродвигатель».
С 1961 г. основной продукцией предприятия стали электродвигатели, а производство ранее освоенных изделий ширпотреба передано другим предприятиям республики.В I962r. предприятие полностью переселилось в новые корпуса на окраине города (в наши дни микрорайон «Юбилейный»). В 1965 году завод перешел в подчинение Министерства электротехнической промышленности Союза ССР.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by