Как в Могилеве появилась железная дорога
Появление в Могилеве железной дороги стало знаменательной вехой в истории города. Но этому предшествовал ряд событий.
1 июня 1898 года общество Рыбинско-Бологоевской железной дороги получило разрешение на строительство железной дороги от станции Луга (возле Санкт-Петербурга) до Витебска. Продолжение проектируемой дороги от Витебска через Могилев до Жлобина правительство решило осуществить за счет государственного финансирования ввиду недостатка оборотных средств у Рыбинско-Бологоевской железной дороги. Военное ведомство, исходя из стратегических интересов, активно выступило за продление дороги до Киева.
Отдел по передвижению войск и военных грузов Главного штаба характеризовал будущую железную дорогу как стратегически важную рокадную магистраль. В связи с этим, руководство Военного министерства настаивало, чтобы Витебско-Киевская линия проектировалась с суточной пропускной способностью на две пары пассажирских поездов, двенадцать пар военных и четыре дополнительных состава. Для этого требовалось построить две колеи. Министерство путей сообщения для снижения стоимости постройки Витебско- Жлобинской железной дороги проигнорировало интересы военного ведомства и построило искусственные сооружения дороги под одиночный путь.
Могилев. Пешеходный переход через путь по ул.Карабановской. Начало ХХ- го века
В 1899 году был опубликован указ об отчуждении земель под трассу Витебско-Жлобинской линии. По результатам предварительных изысканий железной дороги Витебск-Жлобин, проведенных инженером Саханским, станцию планировалось строить в Могилеве в южном направлении по Быховскому тракту и Бобруйскому шоссе в половине версты от госпитальных казарм, лазаретов, провиантских магазинов и обозов то есть исходя из интересов военного ведомства. Однако городские власти выступали за строительство станции на северо-западной окраине города по Шкловскому тракту. Говорили, что они руководствовались меркантильными интересами в надежде получить хорошие деньги за принадлежащие некоторым членам городской думы земли и строения в той местности.
На карте Могилева 1936 г. красным цветом показано, как должна была пройти линия железной дороги по версии Военного ведомства
Но, вероятно, это была лишь одна из причин. Скорее всего, на выбор места для станции повлиял рельеф местности. Дело в том, что дорога по Шкловскому тракту к центральной части города была без подъемов и спусков, чего нельзя было сказать об участке между Быховским трактом и Днепровским проспектом. Извозчики с большой неохотой отправлялись в район Быховских ворот или по Виленской улице, а весной и осенью движение конного транспорта в этих местах сводилось до нуля. А ведь построй в то время станцию в районе нынешнего микрорайона «Спутник»,пришлось бы грузы и пассажиров возить по крутым подъемам и спускам. И не видать Могилеву конки, которая вскоре связала вокзал по Шкловскому тракту с центром города.
Могилев.Станция до 1917 г.,слева здание паровозного депо и склада
Под линию Витебско-Жлобинской железной дороги и под станцию потребовалось отчуждение в Могилеве 41 дес. земли. Эта земля перешла в распоряжение железнодорожного ведомства. В пределах полосы отчуждения строилась колея и все необходимые сооружения для её эксплуатации.
На станции Могилев были возведены, кроме вокзала, водоемная башня, торговая контора с крытым складом и открытыми и закрытыми площадками для хранения грузов, склад топлива для паровозов, воинская платформа, паровозное депо на 14 стойл, мастерские при депо, склад материалов и запчастей для Могилевского участка тяги и участков пути, приемный покой, другие служебные здания.
Вокруг вокзала появилось около 20-ти одноэтажных деревянных зданий усадебного типа, большинство из них предназначалось для служебного жилья работников станции. Это было связано с тем, что специалистов железнодорожного дела в Могилеве не имелось и пришлось переводить работников с других участков Риго-Орловской железной дороги, к которой присоединили ветку Витебск-Жлобин. При этом служебное жилье получили не только начальники, но и рядовые работники: сторожа, стрелочники, кассиры, водоливы, составители поездов, дворники, садовники, телеграфисты, печники, плотники, кузнецы.
На спутниковом фото района вокзала ст.Могилев -1 зеленым цветом отмечены здания и улицы существовавшие до войны 1941-45 г.г.
После ввода в эксплуатацию участка Витебск-Жлобин, а это случилось в 1902 году, бурного роста экономики в Могилеве не наблюдалось. Лишь в 1913 году на Днепровском проспекте при дороге на станцию был построен небольшой медно-чугунолитейный завод братьев Мазья, да невдалеке от станции появилась паровая мельница Папепенгута. Грузооборот на станции был мизерный: четыре-пять вагонов в сутки на прибытие и столько же на отправление. Пассажиров перевозили два вида поездов:: почтово-пассажирский и товарно-пассажирский по маршруту Витебск-Жлобин и обратно. Могилевский вокзал оживлялся несколько раз в сутки на полчаса-час, а потом погружался в сон. Могилевские мещане предпочитали сидеть на месте. В Санкт-Петербурге делать им было нечего, а отдыхать в Крыму или на пляжах Одессы – не по карману.
Дополнительно здесь: Мимо Могилева поезда пролетали почти 30 лет