14-01-2020, 17:05
Леонид Плоткин
1 103

История Могилева: фонари и фонарщики

 


На скамейке, под ракитой,
Парень девку больно жмет, —
То она ворчит сердито,
То хохочет, то замрет.
 
Но уже давно на пыльной
Улице — молчанье царь,
И один, сетко-калильный,
Гордо светится фонарь.
 
В.Брюсов, 1911 год
  
Стихотворение В.Брюсова называется «Провинциальная картинка». А упомянутый фонарь назывался керосино-калильный, но такое название не укладывалось в ритм, и поэту пришлось перейти на сетко-калильный. Хотя сетка там действительно присутствовала. Что автор считал провинцией, сказать трудно, но можно с достаточной уверенностью утверждать, что керосино-калильные фонари далее губернских городов встречались редко. Светили они конечно ярко, но считались дорогим удовольствием даже для губернского Могилева.

 
Если  внимательно изучать  фотографии улиц Могилева  начала ХХ - го века, то калильных фонарей вы там не увидите. Собственно, и обычные керосиновые фонари попадаются на глаз лишь изредка, хотя речь идет о главных улицах города – Днепровском проспекте и Большой Садовой. Местные и заезжие фотографы в своих прогулках по Могилеву ограничивались лишь центральной частью, поэтому смело можно предположить, что на городских окраинах дело с уличным освещением обстояло не лучше. А точнее, его там вообще не наблюдалось.
 
По ночам  Могилев погружался во тьму, и  лишь над  железнодорожной станцией расплывалось яркое световое пятно. В те времена  станция не входила в состав  города, а была сама по себе. Как писали в справочниках, на расстоянии двух верст от города. Железнодорожники на отсутствие средств не жаловались, так что могли себе позволить приличное уличное освещение. Да и  ночная работа на рельсовых путях стрелочников, смазчиков, экипировщиков, грузчиков без хорошего и стабильного  освещения могла привести к тяжелым последствиям.
 
Могилев. Перрон железнодорожного вокзала

На фотографиях станции Могилев видны  висящие на высоких столбах керосино-калильные фонари. Они представляли собой длинный цилиндр, заканчивающийся внизу стеклянным колпаком с рефлектором. Резервуар для керосина помещался в верхней части фонаря. Отсюда горючее по трубке стекало вниз, в испаритель. Пары керосина выходили струей из форсунки и, смешавшись с воздухом, сгорали внутри калильной сетки. При этом сетка раскалялась и давала сильный свет.
 
Обращение с керосино-калильным фонарем требовало известной сноровки. Сначала фонарь надо было спустить вниз на тросе. Прежде чем зажечь его, требовалось разогреть испаритель. Для этого в специальную чашку, находящуюся около испарителя, наливался спирт, который затем поджигался через особое отверстие в стенке фонаря. После чего фонарь поднимался на своё место.
 
Железнодорожная станция Могилев. 1918 год

Утром фонарщик опускал фонарь вниз, поворотом вентиля перекрывал доступ керосина из резервуара и фонарь сам гас. При необходимости проводилась чистка  стекла от загрязнений и копоти, заправка керосином, после чего фонарь поднимался вверх.
 
По силе света калильный фонарь заменял примерно 100 обычных керосиновых фонарей. Полной заправки хватало на  20 часов непрерывной работы, расход в час около 3/4 фунта керосина - на 3 копейки.
 
В здании вокзала, вероятно, применялись электрические лампы, поскольку на станции имелась своя электростанция, обеспечивающая работу паровозного депо. К вечеру работа в мастерских депо стихала, и часть электроэнергии могла использоваться на  освещение. А в самом городе электричество появилось на шесть лет позже, в 1910 году, когда запустили городскую электростанцию.
 
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by

Фото из коллекции Олега Лисовского.
Фото обложки носит иллюстративный характер.
 


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle