История Могилева: фонари и фонарщики
На скамейке, под ракитой,
Парень девку больно жмет, —
То она ворчит сердито,
То хохочет, то замрет.
Но уже давно на пыльной
Улице — молчанье царь,
И один, сетко-калильный,
Гордо светится фонарь.
В.Брюсов, 1911 год
Парень девку больно жмет, —
То она ворчит сердито,
То хохочет, то замрет.
Но уже давно на пыльной
Улице — молчанье царь,
И один, сетко-калильный,
Гордо светится фонарь.
В.Брюсов, 1911 год
Стихотворение В.Брюсова называется «Провинциальная картинка». А упомянутый фонарь назывался керосино-калильный, но такое название не укладывалось в ритм, и поэту пришлось перейти на сетко-калильный. Хотя сетка там действительно присутствовала. Что автор считал провинцией, сказать трудно, но можно с достаточной уверенностью утверждать, что керосино-калильные фонари далее губернских городов встречались редко. Светили они конечно ярко, но считались дорогим удовольствием даже для губернского Могилева.
Если внимательно изучать фотографии улиц Могилева начала ХХ - го века, то калильных фонарей вы там не увидите. Собственно, и обычные керосиновые фонари попадаются на глаз лишь изредка, хотя речь идет о главных улицах города – Днепровском проспекте и Большой Садовой. Местные и заезжие фотографы в своих прогулках по Могилеву ограничивались лишь центральной частью, поэтому смело можно предположить, что на городских окраинах дело с уличным освещением обстояло не лучше. А точнее, его там вообще не наблюдалось.
По ночам Могилев погружался во тьму, и лишь над железнодорожной станцией расплывалось яркое световое пятно. В те времена станция не входила в состав города, а была сама по себе. Как писали в справочниках, на расстоянии двух верст от города. Железнодорожники на отсутствие средств не жаловались, так что могли себе позволить приличное уличное освещение. Да и ночная работа на рельсовых путях стрелочников, смазчиков, экипировщиков, грузчиков без хорошего и стабильного освещения могла привести к тяжелым последствиям.
Могилев. Перрон железнодорожного вокзала
На фотографиях станции Могилев видны висящие на высоких столбах керосино-калильные фонари. Они представляли собой длинный цилиндр, заканчивающийся внизу стеклянным колпаком с рефлектором. Резервуар для керосина помещался в верхней части фонаря. Отсюда горючее по трубке стекало вниз, в испаритель. Пары керосина выходили струей из форсунки и, смешавшись с воздухом, сгорали внутри калильной сетки. При этом сетка раскалялась и давала сильный свет.
Обращение с керосино-калильным фонарем требовало известной сноровки. Сначала фонарь надо было спустить вниз на тросе. Прежде чем зажечь его, требовалось разогреть испаритель. Для этого в специальную чашку, находящуюся около испарителя, наливался спирт, который затем поджигался через особое отверстие в стенке фонаря. После чего фонарь поднимался на своё место.
Железнодорожная станция Могилев. 1918 год
Утром фонарщик опускал фонарь вниз, поворотом вентиля перекрывал доступ керосина из резервуара и фонарь сам гас. При необходимости проводилась чистка стекла от загрязнений и копоти, заправка керосином, после чего фонарь поднимался вверх.
По силе света калильный фонарь заменял примерно 100 обычных керосиновых фонарей. Полной заправки хватало на 20 часов непрерывной работы, расход в час около 3/4 фунта керосина - на 3 копейки.
В здании вокзала, вероятно, применялись электрические лампы, поскольку на станции имелась своя электростанция, обеспечивающая работу паровозного депо. К вечеру работа в мастерских депо стихала, и часть электроэнергии могла использоваться на освещение. А в самом городе электричество появилось на шесть лет позже, в 1910 году, когда запустили городскую электростанцию.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by
Фото из коллекции Олега Лисовского.
Фото обложки носит иллюстративный характер.
Фото обложки носит иллюстративный характер.