6-02-2020, 14:55
Retroman
1 462

110 лет энергетике Могилева. Как появилась первая городская электростанция в Могилеве

 

Первая городская электростанция в Могилеве вступила в строй 7 февраля 1910 года. 
 
Предыстория ее создания такова. В 70-х годах XIX века в Могилеве проживало 40 тысяч человек. В городе было 1620 деревянных и 285 кирпичных домов, 65 улиц и проездов. Остро стояла проблема освещения улиц и площадей по ночам, особенно при коротком световом дне. Как и в других городах Российской империи с середины 60 годов 19 века в городском освещении массово применялись недавно изобретенные керосиновые фонари. Всего в городе их было около двухсот. Сам фонарь представлял из себя коробку или ящик со стеклянными стенками, на столбе высотой около 3-4х метров, в котором помещалась керосиновая лампа. 


 
Такие керосиновые фонари давали силу света в 8-10 свечей. Обслуживание их осуществлялось через несколько дней, поэтому фонарщики днем собирали лампы, которые на санках, тележках и даже на коромыслах относили в депо, где заливали в них керосин, чистили стекло, при необходимости выполняли ремонт и после всех манипуляций возвращали их на место.


Фонарь у дома губернатора. Дом не сохранился. Находился на площади Славы. Примерно 1900 год.

По вечерам для фонарщиков наступал самый суетливый момент: каждому необходимо было быстро зажечь около 20 фонарей. Зажигание фонарей производилось 10 месяцев в году из расчета 9 часов на ночь (за исключением полнолуний). На каждый месяц утверждался календарь, в котором для каждой ночи было прописано, с какого и по какой час производить освещение. 


Керосин от «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Доставлялся речным транспортом, после перегонки Бакинской нефти. Ориентировочно 1885 год. 
 
На центральных улицах города и на мосту через реку Днепр фонари располагались достаточно часто, через каждые 20-30 метров, на окраинах фонари стояли на перекрестках и опасных местах. Света такие фонари давали достаточно немного, современники так описывали пользу данного изобретения:

в метель на улицах, только изредка виднелись какие-то светлые пятна и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь.

Тем не менее, керосиновые фонари настолько прочно вошли в жизнь, что детям предлагали решать задачи, сколько нужно времени фонарщику, чтобы зажечь фонари на улице.


 Современная улица Первомайская от пл. Ленина до ж/д вокзала, невысокие светлые столбы по левой стороне дороги  – керосиновые фонари. 


Керосиновые фонари на мосту через р. Днепр и на Днепровском спуске.
   

 Быховская улица, сохранила название, в конце улицы находится  Могилёвский государственный областной лицей № 1 (до революции Женское Епархиальное училище Духовного ведомства), керосиновые фонари установлены значительно реже. 
 
К 1890-м годам в городах империи стало постепенно внедряться электрическое уличное освещение. Керосиновые компании, ощутив конкуренцию с производителями электрических ламп, были вынуждены внедрять изобретения, которые значительно улучшили уровень уличного освещения. После 1903 года появляются калильные сетки, и соответственно керосинокалильные фонари.

Они представляли собой длинный цилиндр, заканчивающийся внизу стеклянным колпаком с рефлектором. Резервуар для керосина помещался в верхней части фонаря. Горючее по трубке стекало вниз в испаритель. Пары керосина выходили из форсунки, смешивались с воздухом и сгорали внутри калильной сетки. При этом сетка раскалялась и давала свет в 600 и более свечей. Для зажигания фонаря его опускали вниз на тросу, спиртом разогревался испаритель, после того как фонарь разгорался его подымали. Чтобы погасить фонарь его снова опускали. В Могилеве такие фонари использовались на железнодорожной станции и на центральных улицах и площадях.


Железнодорожный вокзал вид с перрона, характерный трос для спускания фонаря виден на ближнем столбе.
 
Железнодорожный вокзал вид с дороги.


Днепровский проспект (современное название ул. Первомайская, здание Городского дома культуры) над конкой виден керосинокалильный фонарь.

На важность освещения города керосиновыми фонарями указывает то, что к 1914 году городским освещением занималось специальное подразделение при городской управе. Им обслуживалось 380 штук керосиновых и 44 керосиново – калильных фонарей.

Руководил подразделением заведующий, в штате был монтер и 18 рабочих (фонарщикам даже полагалась от города фуражки и рубахи). На керосиновое освещение города тратились значительные суммы, так в 1901 году было выделено 3655 руб., 1904 – 4637 руб., 1906 – 6795 руб., 1907 – 9 526 руб., 1912 – 8 292 руб., а 1914 – 10 146 руб. 



Но вернемся к теме электрификации. В конце 19 века в некоторых российских городах для освещения домов и улиц уже начинает применяться электричество. Так, например, в Петербурге первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством стал Литейный мост (1879). Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова. 

Павел Николаевич Я́блочков
Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники. Википедия.

Первые уличные электрические фонари появились в Москве в 1880 году на Петровских линиях, около популярного тогда ресторана «Яр», а также на территории фабрики купцов Алексеевых и в саду «Эрмитаж». 

В июне 1880 года городская управа Могилева приняла постановление о необходимости электрификации города, и летом того же года начинается возведение здания электростанции. Однако это решение было слишком скоропалительным, поскольку ни техническая, ни экономическая сторона вопроса была еще недостаточно проработаны, работы были надолго остановлены и возобновились лишь в июле 1908 года. 

К этому времени во многих крупных городах Российской империи работали электрические станции, демонстрируя высокую прибыльность. Финансирование строительства электростанции осуществлялось за счет займа на сумму 125 тыс. рублей выделенного Московским земельным банком с последующим погашением в течение 50 лет под 5% годовых.  

Строительство было закончено в начале 1910 года и 7 февраля электростанция дала первый постоянный ток напряжением 200-400 Вольт. Первоначально станция имела мощность 90 кВт. В качестве привода электрогенератора на электростанции был установлен прогрессивный двухцилиндровый дизельный двигатель Нобелевского завода (С. Петербург) работавший на сырой нефти.

В последующем на электростанцию было установлено еще несколько двигателей, за счет заемных средств   (дополнительно привлечено 165 тыс. рублей) и в 1913 г. ее мощность была доведена до 400 кВт. На указанные средства было построено здание электростанции (включая аккумуляторную установку, мастерские, подсобные помещения, квартиры для персонала (управляющего, машиниста), склад топлива, распределительный щит, воздушные линии электропередачи). 

С учетом мирового опыта была принята трехпроводная система распределения электроэнергии, предложенная в 1882 г. Дж. Гопкинсоном и независимо от него Т. Эдисоном. При этой системе генераторы на электростанции соединялись последовательно и от общей точки шел нейтральный, или компенсационный провод. При этом обычные лампы сохранялись. Они включались, как правило, между рабочими и нейтральным проводами, а двигатели для сохранения симметрии нагрузки можно было включать на повышенное напряжение (400В). Также была сооружена аккумуляторная батарея на 400В 440 ампер-часов. Аккумуляторные батареи были в то время обязательным дополнением каждой электростанции. Они покрывали пики нагрузок. Заряжаясь в дневные и ночные часы, они служили резервным источником. В итоге радиус электроснабжения составлял примерно до 1200 м., соответственно электростанции могла питать потребителей, только находясь в центре города, непосредственно возле них.

Электростанция была построена на территории так называемой «площади горелых казарм»,  по адресу Крутой переулок (за современным кинотеатром «Чырвоная зорка»). Здание станции находится там до сих пор. 

История сохранила имена первых руководителей электростанции. Первым заведующим был Мариан Иосифович Маркевич, римско-католического вероисповедания, закончивший политехнический институт, машинистом Виктор – Адольф Робертович Доблер, евангелическо-лютеранского вероисповедания, закончивший техническое ремесленное училище. В 1911 на электростанции появился бухгалтер Митрофан Петрович Тихий, православныйзакончивший городское училище. 


Справка – характеристика с места работы 1913 год. 

В 1912 году заведующим электростанцией стал Вацлав Антонович Павловский римско-католического вероисповедания, закончивший политехнический институт, в 1913 году - Иван Меркурьевич Булах, православный, закончивший политехнический институт. С 1914 года на электростанции появился заведующий бухгалтерией (главный бухгалтер говоря современным языком) Иван Федорович Ткаченко, православный, закончивший счетоводческие курсы. Всего же на станции работало порядка 50 человек, в обязанности которых входило эксплуатация и обслуживание дизельных двигателей, ремонт аккумуляторов, воздушной сети, электросчетчиков. Интересно, что платно осуществлялась устройство электрического освещения у абонентов, а при устройстве вводов – оплачивалась только работа персонала.

К 1913 году станция снабжала электроэнергией служебные, общественные и жилые помещения: 3 промышленных предприятия, 12 тыс. электрических лампочек у абонентов, 300 светильников уличного освещения, 90 подворотных ламп. За 1913 год ей было выработано порядка 270 тысяч кВтч. Потребление распределилось следующим образом: 71% на освещение жилых и производственных помещений, 11 % на работу электродвигателей, 17% на уличное и подворотное освещение. Расход топлива составил порядка 80 тонн сырой нефти  по цене около 1 рубля за пуд (керосин стоил 2 рубля за пуд). Немало трудностей было с доставкой топлива, поскольку в районе электростанции нет ни железнодорожных путей, ни крупной реки.

Исходя из расхода порядка 130 кВт/ч в год на один электрический фонарь уличного  освещения, можно предположить, что применялись лампы накаливания мощностью около 60 Вт. Но где же эти фонари на фотографиях спросит пытливый читатель? Судя по всему часть керосиновых фонарей, было просто переделаны под электрические, а вновь устанавливаемые по внешнему виду не отличались от старых керосиновых.  
 

1916 год. Дом губернатора – в нем тогда проживал Верховный главнокомандующий (Николай II). Здание подключено к электрической сети, внешний вид фонарей не изменился. 
 
Учитывая специфику тогдашнего потребления электроэнергии – 88% производимой электроэнергии расходовалось на освещение, максимум загрузки был в вечерние и утренние часы и низкая загрузка электростанции в дневное время и ночное время. Поэтому после 24-00 машины останавливались, и город оставался на питании от аккумуляторной батареи. С целью повышения нагрузок в дневное время тариф для работы электродвигателей был установлен на уровне чуть выше себестоимости. Плановая прибыльность станции на 1914 год составляла 37,5%

К 01.01.1913 у абонентов имелась значительная задолженность: за устройство электрического освещения процент оплаты составил 70%, за отпущенную электроэнергию - 68%, за прокат электросчетчиков – 78%. Видимо именно проблемами с неплатежами объясняется появление бухгалтера, а потом и заведующего бухгалтерией на электростанции. 
 
Продолжение следует...

Автор: Сергей Шевченко

Хочу высказать признательность предоставление материалов для  подготовки настоящей статьи работникам Могилевского областного краеведческого музея и УО «Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина»,  а также за оказанную помощь В.А.Цалко.

Фото предоставлены автором
Фото обложки носит иллюстративный характер


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle