История Могилева: « А ну, извозчик, отвези меня, родной!»
Могилевчане по большей части были людьми оседлыми и за пределы города выезжали редко. В начале прошлого века в городе числилось 700 лошадей. Поскольку центральная часть города была плотно застроена многоэтажными домами, то места для содержания лошадей там отсутствовали. Поэтому лошадей могли себе позволить, в первую очередь, владельцы земельных участков на окраинах Могилева, например, на Луполово или на Папенке. А услугами извозчиков пользовалась главным образом местная интеллигенция: чиновники, учителя, врачи, юристы, инженеры.
Неслучайно рядом с гостиницей «Франция», напротив театра, находилась биржа извозчиков, так называлась в те давние времена стоянка легковых экипажей. Других постоянных стоянок в городе не было. Лишь к приходу пароходов или поездов у пароходной пристани или на привокзальной площади собирались фаэтоны и пролетки. Пролеткой назывался двухместный одноконный экипаж с откидным верхом для зашиты от дождя или без оного. Фаэтон обязательно имел откидной верх, был рассчитан на трех пассажиров и тягу в две лошадиных силы.
В 1890 году в Могилеве насчитывалось 70 легковых пароконных извозчиков, 43 одноконных и 131 ломовой, всего 244 человека. При переписи населения в 1897 году записались извозчиками 362 человека, из них русских - 24, белорусов - 70, поляков - 7, евреев - 261.
Одноконные и пароконные извозчики возили пассажиров в основном по городу. Пароконный экипаж брал трех ездоков и два пуда багажа. Одноконный двух пассажиров и пуд багажа. В начале прошлого века за поездку в верхней части города плата составляла 15 копеек. Поездка с вокзала, а он находился в трех верстах от Могилева, в центр города обходилась в 50-60- копеек, за Дубровенку и на Московское предместье на 10 копеек дороже. Что удивительно, данные тарифы действовали в любое время года и суток, хотя ещё в 1890 году в ночное время тарифы увеличивались на четверть, а весной и осенью, когда немощеные дороги в городе раскисали, удваивались.
Одноконная пролетка или дрожки
Можно было нанять извозчика на почасовую езду, тогда первый час обходился заказчику в 50 коп., а каждый последующий на 10 копеек меньше. На Пасху, Рождество и Новый год тарифы не действовали, плата устанавливалась по договоренности. Это касалось и поездок за город. Тарифы разрабатывала городская дума, а утверждал их губернатор. Извозчик на стоянке не имел права отказаться от поездки по городу или к вокзалу. Запрещалось требовать плату, более, чем по таксе.
В основном извозчики работали индивидуально. Но одно время в Могилеве действовала контора фаэтонов Сторожицкого, имеющая в своем составе 17 извозчиков.
Городские извозчики зарабатывали довольно скромно. Большая часть средств уходила на ремонт экипажей и смену лошадей, поскольку из-за холмистого рельефа и неблагоустроенных дорог лошади и экипажи быстро изнашивались.
Существовал в Могилеве и междугородний конный транспорт. После ввода в строй железной дороги количество лошадей и извозчиков на почтовой станции сократилось, но для связи с большинством уездов губернии приходилось по-прежнему пользоваться конными экипажами. При необходимости можно было воспользоваться услугами дилижансной конторы купца Маховера, что располагалась на Дворянской улице. Ещё одна такая контора на Днепровском проспекте доставляла пассажиров в Мстиславль и обратно.
Хорошо знакомо было могилевчанам слово "балагула". На идиш оно означает "возчик, извозчик". И это вполне объяснимо ибо, как мы уже сообщали выше, две трети извозчиков были евреями, да и половина населения города тоже. Правда, иногда пишут, что балагула – это ломовой извозчик, то есть перевозящий грузы. Были такие в Могилеве даже и после появления автомобилей. Последних было первое время мало, а грузов много.
Пролетка или дрожки
В 1926 году горсовет установил правила движения по Могилеву. Лошади и велосипедисты обязаны были двигаться со скоростью не более 6 верст в час, автомобили и другие самодвижущиеся машины не более 10 верст в час, а по мостам не более 3 верст в час.
Правила определяли и постоянные места стоянки легковых извозчиков. Самая большая стоянка была на привокзальной площади –до 50 экипажей, за ней следовала стоянка на пл.Революции, перед театром - 25 экипажей. Напротив кинотеатра «Чырвоная зорка» допускалось держать 6 экипажей, столько же около здания почты на углу ул.Ленинской и К.Либкнехта.
По обеим сторонам водонапорной башни по ул. Ленинской по 10 экипажей. Не более 10 экипажей стояло на Советской площади у здания городской каланчи ( ратуши), на Ново-Черниговской улице напротив Луполовской городской железнодорожной станции, а также на Быховской улице рядом с Быховским базаром. Была стоянка на 5 экипажей и на Первомайском проспекте напротив исправительного дома, так называлась в то время тюрьма.
Были определены и места стоянки ломовых извозчиков. Это привокзальная площадь, Быховский и Луполовский базары, точка на пересечении Базарной площади и ул.Ленинской и ещё одна в пер.Кропоткина.
Конные экипажи можно было встретить в Могилеве даже в середине прошлого века. И не где-то там на окраине, а даже на центральных улицах. А теперь лошадки остались только в спортивной секции и увидеть их можно лишь во время городских праздничных шествий, как оформление колонн.
Леонид Плоткин,
специально для сайта masheka.by
специально для сайта masheka.by
Фотографии носят иллюстративный характер.