Что такое тендеры и какие они бывают
Тендеры – способ поиска поставщиков, которым пользуются многие компании всех сортов. Это могут быть частные компании или государство, например, госзакупки Казахстана или других стран. Но, в то же время, среди понятия «тендер» сложилось очень много мифов, меняющих представления о самом их понятии. Рассмотрим, что это такое более подробно.
Тендеры и их виды
Основное количество мифов строится на том, что поставщики не понимают разницу между способами закупок. Поставщики полагают, что всё зависит от цены. По их мнению, они победят, если предложить самую низкую на рынке цену. Но это не совсем так: существует много видов закупок.
Ценовые виды закупок
Это – аукционы и ценовые запросы. В данном виде тендеров для заказчиков важна только стоимость. Такие закупки стоит использовать для закупки простых продуктов. Таких, как, например, канцтовары. Для поставщиков важно не забывать тот фактор, что есть разница даже между аукционом и запросом цен: первое – закупка, второе – нет.
Так, для аукциона всегда есть минимальный срок объявления закупки. Для успешного проведения её должно быть не менее двух товаров. Как гласит ГК РФ, самое важное – заказчик обязан выбрать победителя, чтобы заключить договор с ним.
Запрос цен – это такие закупки, когда заказчик может отказаться от всех предложенных вариантов и сделать это в любое время – как до, так и после выбора поставщика, если заказчик, например, только изучает рынок, у него отпала потребность, или поставщики ему просто не понравились.
Закупки по нескольким критериям
Сюда относятся как конкурсы, так и запросы предложений. Победитель тендера выбирается по пунктам, установленным заказчиком, и цена здесь вполне может играть лишь побочную роль. Такая разновидность закупок используется, если необходимо выбрать поставщика для сложной продукции.
Разница здесь, как и в предыдущем пункте: в запросе все предложения могут отвергнуты, а в конкурсе победитель должен быть. Но для конкурса важно то, что он создаётся в первую очередь для того, чтобы заказчик предъявил серьёзность своих намерений, на что он готов для достижения своих целей. Это очень сильно мотивирует поставщиков. Такие принципы нередко используются для научно-исследовательских работ.
Для тех, кто предпочитает искать клиентов старыми проверенными методами
Конечно, тендеры – достаточно длительный процесс, в отличие от простых способов. Но у них есть свои преимущества.
Во-первых, в случае объявления закупки можно абсолютно уверенно судить о том, что заказчик заинтересован в ней. Поставщику не нужно доказывать свою необходимость, а заказчик уже готов к покупке. Проще говоря, создание тендеров гораздо эффективнее, хоть и кажется сложной схемой. Не нужно рассылать коммерческие предложения и проводить масштабную систему холодных звонков.
Во-вторых, многие крупные компании принципиально выбирают себе поставщиков только по итогам закупок и ни как иначе. Они наотрез отказываются от всех прочих способов и, соответственно, по-другому стать их поставщиком невозможно.