В Могилевской области участились случаи преступлений в сфере высоких технологий. Как работают мошенники?
За 10 дней, с 28 ноября по 7 декабря текущего года, следователями Могилевской области возбуждено 35 уголовных дел по ст.212 (хищение имущества путем модификации компьютерной информации) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Общая сумма причиненного ущерба потерпевшим составила больше 24 тысяч рублей.
Территориальными следственными подразделениями проводится комплекс необходимых следственных и иных процессуальных действий, направленный на установление лиц, причастных к совершению данных преступлений.
Преступления в сфере высоких технологий по-прежнему остаются актуальными и злободневными. Несмотря на то, что схема стара и всем давно знакома, доверчивые граждане продолжают попадаться на уловки мошенников. Применяя агрессивные психологические методы воздействия, злоумышленники не оставляют жертве время на раздумья. Представляясь по телефону сотрудником банка, они под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию и стимулируют его к совершению определённых действий со своим карточным счетом или платежной картой.
Большинство таких звонков осуществляется посредством мессенджера Viber, реже Whatsapp, звонки также осуществляются с подменных номеров банков и других структур.
В рамках разговора злоумышленники просят установить специальные приложения для лучшей защиты, однако эти приложения являются программами удаленного доступа и помогают похитить не только все имеющиеся деньги, но и оформить в мобильном приложении кредит, а затем перевести средства на другой банковский счёт.
Так, к примеру, днем 19 ноября 29-летней жительнице Осиповичского района в мессенджере Viber позвонил неизвестный и представился сотрудником интернет-магазина «21 век». Звонивший сообщил женщине, что на ее имя составлена заявка о покупке стиральной машинки и от ее имени по доверенности оформлен кредит. В ходе телефонного разговора лжесотрудник интернет-магазина связал женщину со службой техподдержки. И хотя она объясняла, что ничего не заказывала, не брала кредитов и не оформляла никаких доверенностей, общавшийся с ней сотрудник службы техподдержки был настойчив и убедил женщину взять кредит в банке. Следуя рекомендациям, женщина установила программу «Anydesk», с помощью которой полученный ею кредит был переведен на другой карт-счет. Не прошло и часа, как ей позвонили из службы техподдержки и сообщили, что на нее снова оформляется кредит. Женщина, находясь в растерянности, оформила очередной кредит в другом банке, который также был переведен с помощью ранее установленной ею программы.
На следующий день история повторилась – и женщина взяла кредит в третьем банке. Всего за два дня она оформила кредиты на сумму свыше 12 тысяч рублей. Предчувствуя неладное, она обратилась в банк, где оформляла первый кредит. И только тогда, когда ей сделали распечатку кредитного договора и периодичность выплат по кредиту, она поняла, что попалась на удочку мошенников.
По факту хищения имущества путем модификации компьютерной информации, совершенного в крупном размере, Осиповичским районным отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело (ч.3 ст.212 Уголовного кодекса Беларуси).
Следователем допрошена потерпевшая, запрошены сведения о движении денежных средств по карт-счетам женщины, осмотрен ее мобильный телефон, зафиксированы и внесены в специализированную базу номера телефонов, с которых звонили злоумышленники.