18-12-2018, 14:03
Retroman
2 584

Генеральный план развития Могилева и другие итоги городского диалога



13 декабря в тайм-кафе «Небо» прошел очередной, кстати, уже восьмой по счету городской диалог. Эксперты и активные горожане обсуждали тему «Как обустроить Могилев?»  

Экспертами на городском диалоге выступили:

Алексей Гришкин, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства 

Леонид Платоненко, городской активист, один из тех, кто занимался экологической экспертизой многих проектов

Виктор Киреев, представитель общественного объединения “Экопроект”

Игорь Пушкин, кандидат исторических наук



На встрече обсуждались многие вопросы, касающиеся благоустройства города. В частности были подняты темы расширения границ города,  уплотнения застройки, появление новых объектов и сооружений,   экологическая составляющая градостроительства, сохранение и возрождение исторических зданий. Но, пожалуй, самое важное, что было озвучено на диалоге – Генеральный план развития Могилева.

Справка:

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 128 от 20 апреля 2017 года, которым откорректирован генеральный план Могилева на период до 2025 года.

Генеральный план Могилева разработан на основании архитектурно-планировочной концепции застройки микрорайонов, специфики социально-экономического развития города, современного состояния его функциональных зон и планировочной структуры, использования прилегающих к городу территорий и основных транспортных магистралей.



Главное отличие нового генплана в том, что это компактный - в существующих границах - вариант развития Могилева, где новое строительство предусмотрено на имеющихся свободных (резервных) площадках и на месте ветхих домов, которые подлежат сносу.
В ближайшие годы приоритет сохранится за обустройством центральной части Могилева, микрорайонов Казимировка, Спутник, Солнечный, микрорайонов в границах улиц Криулина и Турова, а также улиц Стасова, Гришина, Калужской.

Документом предполагается два периода развития: до 2020 года и 2025-го. К этому времени, по расчетам специалистов, в Могилеве будут жить 402 тыс. человек (сегодня 374,7 тыс.). Поэтому закономерно, что жилищное строительство не будет сбавлять обороты: жилфонд вырастет за счет возведения различных типов усадебных и многоквартирных домов. 



И вот что интересно: структура жилой застройки определена в следующем соотношении: многоквартирная - 85%, усадебная - 15% на первом этапе, 90% и 10% - на втором.

При этом генеральным планом предполагается размещение усадебной застройки в Казимировке, деревне Городщина, кварталах по проспекту Шмидта, улицам Слепокурова, Аграрной.  Индивидуальные дома появятся на свободных площадках несельскохозяйственного назначения в районах Броды-Гребенево, улицы Ровчакова, деревни Дары.



Эксперты в целом поддерживают направления генерального плана, но некоторые сетуют на то, что генеральный план разрабатывался минскими архитекторами и проектировщиками, которые не совсем понимают специфику города. 

Игорь Пушкин призвал делать Могилев особенным с точки зрения градостроительных и архитектурных решений, чтобы у города была своя изюминка и он не был похож на типичный областной центр. 



Участники дискуссии призвали сохранять исторический центр Могилева, а Леонид Платоненко предложил расширить его границы территорией Луполова и прибрежной зоны к Днепру.

В ходе обсуждения выяснилось, что главная проблема нашего города – жилищный вопрос. Однако, по словам заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Алексея Гришкина, расширения границ города не будет. Максимум, на который мы можем рассчитывать – 5% увеличения территории Могилева.



Периодически возникают споры по уплотнению некоторых дворов, либо застройке природных мест города. В Минске много лет периодически идет война жителей с застройщиками, Могилев тоже не обошла эта проблема. Алексей Гришкин отметил, что уплотнение будет идти за счет сноса ветхого жилья.



Недавний пример: строительство многоквартирного дома в районе Дубровенки. Экологи высказывают опасение тем, что будет нарушена экосистема и природное место превратится в очередные каменные джунгли. 

Участники предложили дальнейшее благоустройство зоны реки Дубровенка со строительством небольших домов, которые впишутся в существующий природный ландшафт.



На встрече также была поднята тема переноса автовокзала к железнодородному, однако идея находится в стадии разработки. Кстати говоря, как только в Бресте достроят автовокзал, Могилев станет единственным областным центром, в котором авто- и железнодорожный вокзалы расположены отдельно друг от друга. Утверждение данного проекта значительно улучшит жизнь жителей и гостей нашего города. Однако все напрямую зависти от инвесторов, и рассчитывать на реализацию вышесказанного не стоит до 2020 года.

Также в городе отмечается транспортная проблема, которая касается, прежде всего, Минского шоссе, уже сейчас оно загружено. Поэтому планируется построить его дублер, чтобы соединить Казимировку через микрорайон «Спутник» с ул. Ямницкой с выходом на ул. Космоноватов.



Остается открытым вопрос, как эффективно учитывать мнения граждан при строительстве новых объектов. Сейчас существует процедура общественных обсуждений, но на них приходит всего лишь пару человек. Одним из вариантов, может быть проведение властями социологических исследований по данному вопросу. 



В завершении дискуссии, все пришли к выводу, что всему архитектурному сообществу города необходимо встречаться и обсуждать основные проблемы градостроительства и думать над тем, как сделать Могилев красивым и удобным городом.


Текст: Центр городских инициатив
Фото: Александр Сидоревский, специально для портала Masheka.by


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!