Комсомольская, 18: реальное училище в Могилеве
Проезжая площадь Орджоникидзе или отправляясь на прогулку в парк «Подниколье», любой могилевчанин или гость города обратит внимание на здание по современному адресу: улица Комсомольская, 18. Молодежь знает, что сейчас здесь работает Социально-гуманитарный колледж Могилевского Государственного университета, а людям постарше оно известно как учебный корпус педагогического училища, которое работало здесь в советское время.
ул. Комсомольская, 18 современный вид
Обывателю здание на Комсомольской едва ли покажется историческим. Увы, время стерло с его фасада приметы старины: после масштабной перестройки в 1967 году его первоначальный вид потерян. Тем не менее, в этом году зданию (хотя бы нижней его части) исполняется 135 лет, у него долгая и непростая история. В этом очерке я постараюсь поведать Вам, читатель, когда и как оно появилось в нашем городе.
В конце XIX века быстрое экономическое развитие в Российской империи привело к повышению роли образования. Хорошо понимали это и в Могилеве, поэтому в 1880 году руководство губернии приняло решение об учреждении в городе нового учебного заведения – реального училища. Поскольку в том же году по всей империи широко отмечалось 25-летие царствования императора Александра II, было решено присвоить ему наименование «Александровское». Сам император дал согласие на присвоение училищу его имени и «велел благодарить все сословия Могилевской губернии за их верноподданнические чувства». К сожалению, Александру II было не суждено дожить до счастливого дня открытия училища: в 1881 году он был убит участниками террористической организации «Народная воля».
Пожалуй, главным радетелем создания нового учебного заведения был могилевский губернатор Александр Дембовецкий. Именно он возглавил комитет, который занимался сбором средств для открытия училища. Городская общественность активно жертвовала деньги, за пять лет было собрано более 68000 рублей, кроме того, еще 10600 рублей пожертвовали еврейские общества губернии. Таким образом, была собрана значительная сумма – почти 80000 руб.
Дембовецкий Александр Станиславович
Могилевский губернатор в 1872-1893 годах, инициатор открытия реального училища в Могилёве
Изначально комитет планировал, что училище разместится в одном из городских зданий, однако имеющиеся средства позволили построить новое здание «не только капитальное по своей прочности, но художественное и даже монументальное, как подобает быть памятнику столь высокой важности».
Проект здания был разработан губернским инженером Владиславом Миляновским, а для его строительства было выделено место в центральной, хотя в то время и не особенно населенной, части города. Позднее адрес училища будет указываться как «угол Дворянской и Малой Садовой улиц».
Утром 24 апреля 1884 года после торжественного молебна была произведена закладка первого камня будущего училища, а уже в августе 1885 года здание было готово к проведению занятий.
Так описывали здание МАРУ современники:
«двухэтажное здание, крытое железом, длиною 53 саж., вышиною 6 саж., с подвальным этажом, 28 обширными комнатами и коридорами во всю длину здания».
«двухэтажное здание, крытое железом, длиною 53 саж., вышиною 6 саж., с подвальным этажом, 28 обширными комнатами и коридорами во всю длину здания».
Кладка стен здания была произведена приглашенными мастерами-каменщиками из Калужской губернии. Полы в коридорах и тротуары вокруг здания были уложены асфальтом, произведенном на заводе Воронцова-Вельяминова в Москве. Парадная лестница была украшена чугунными перилами. Для удобства сотрудников и учащихся в здании была сделана просторная и теплая шинельная (гардероб), обустроены два водопроводных крана, в которые поступала вода из Днепра. Отопление здания производилось при помощи печей.
На первом этаже разместились: канцелярия, кабинет директора с приемной, учительская комната, буфет для учащихся, кабинеты физики и химии, два зала для гимнастических упражнений, а также технические помещения и туалеты. На втором – библиотека, актовый зал, класс рисования и учебные аудитории.
Учебное заведение получило название «Могилевское Александровское реальное училище». Здесь следует разъяснить читателю, что скрывается за приставкой «реальное». Реальные училища – это особый тип средних учебных заведений Российской империи, в которых главная роль отводилась изучению точных наук и естествознания (в противоположность классическим гимназиям, где обучали, прежде всего, гуманитарным наукам и древним языкам). Выпускники реальных училищ (их в шутку называли «реалистами») могли поступать в технические, промышленные и торговые институты, и только с 1888 года им было позволено поступать на физико-математические и медицинские факультеты университетов.
В училище принимали только мальчиков, независимо от вероисповедания, социального и национального происхождения. Для зачисления в первый класс (имеется в виду курс, год обучения) претенденты должны были уметь бегло и правильно читать и писать по-русски, выполнять первые четыре арифметических действия, уметь решать простые задачи, а также знать наизусть молитвы. Зачисление во второй класс кроме этих знаний требовало еще «элементарных понятий в черчении и рисовании».
Предлагаю читателю на мгновение перенестись в XIX век и решить задачу по арифметике для зачисления во 2 класс Могилевского Александровского реального училища:
«Торговец купил 95 пудов соли по 80 копеек за пуд и для перевозки поместил её в ящики по 3 пуда 32 фунта в каждый; упаковка и перевозка обошлись ему в 35 копеек с ящика; дорогою, вследствие дурной упаковки, потеря соли составила 3 пуда 24 фунта. Продав оставшуюся соль, торговец получил 24 рубля 93 копейки чистой прибыли. Почем продавал он каждый пуд?»
«Торговец купил 95 пудов соли по 80 копеек за пуд и для перевозки поместил её в ящики по 3 пуда 32 фунта в каждый; упаковка и перевозка обошлись ему в 35 копеек с ящика; дорогою, вследствие дурной упаковки, потеря соли составила 3 пуда 24 фунта. Продав оставшуюся соль, торговец получил 24 рубля 93 копейки чистой прибыли. Почем продавал он каждый пуд?»
Открылось училище в составе 2-х классов, в течение следующих 4 лет открывалось по одному классу в год, а в 1893 году был открыт седьмой, высший для реальных училищ, класс. Первые четыре класса были общими, затем учеба продолжалась на одном из трех отделений: химико-, механико-технологическом или коммерческом. Число учащихся возрастало быстрыми темпами: если в первый год обучалось лишь 79 воспитанников, то в 1914 году – уже 316.
Учебные кабинеты училища были хорошо оборудованы экспериментальными приборами и наглядными пособиями, а библиотека ежегодно пополнялась новыми книгами. Естественнонаучная направленность заведения не исключала важной роли эстетического обучения: в училище был создан музыкальный класс с коллекцией из 51 инструмента, жемчужиной которой была фисгармония производства фабрики Шидмайера (г. Штутгарт), а учащиеся сформировали собственные хор и оркестр.
Содержалось учебное заведение за счет средств государственного казначейства, пособий от городских властей, а также платы за обучение. Стоимость обучения составляла 34 рубля. Впрочем, для детей бедных родителей по решению попечительского комитета эта сумма могла быть уменьшена, либо вовсе отменена с назначением стипендии. Почетным попечителем могилевского реального училища долгое время был знаменитый могилевский коммерсант-пивовар Франц Лекерт.
Во главе училища стоял директор, ему помогал инспектор (должность вроде современного завуча), в штате числилось 9 учителей, помощник классных наставников, 4 законоучителя (православного, католического, лютеранского и еврейского вероисповеданий), а также секретарь и врач. Хотя о руководителях могилевского реального училища известно мало, считаю всё же своим долгом упомянуть здесь их имена: наверняка потомки кого-то из них и сегодня проживают в Могилёве и, не исключено, что даже трудятся на ниве просвещения.
Список директоров приводится в порядке, в котором они занимали эту должность:
Константин Трофимович Карпинский, Иван Дмитриевич Лавров, Николай Петрович Циклинский, Алексей Степанович Лебедев, Максим Иванович Шекунов, Сергей Минич Никонов, Конон Кононович Шорохов.
Константин Трофимович Карпинский, Иван Дмитриевич Лавров, Николай Петрович Циклинский, Алексей Степанович Лебедев, Максим Иванович Шекунов, Сергей Минич Никонов, Конон Кононович Шорохов.
Жизнь учащихся в могилевском реальном училище состояла не только из учебных занятий. Огромную роль руководство училища отводило духовно-нравственному воспитанию учащихся. Устраивались литературно-музыкальные вечера, на которых учащиеся представляли в том числе и собственные сочинения. В качестве зрителей приглашались их родители и родственники, а также представители городского руководства; неоднократно училище удостаивали посещением могилевские губернаторы. Регулярно устраивались лекции «с демонстрацией туманных картин» (так в то время называли диапроекторы), на которых рассказывалось о важных событиях и выдающихся личностях из истории России.
Не оставалось училище в стороне от главных событий общественной жизни империи. Так, 17 октября 1888 года вместе со всей страной училище переживало весть о спасении Александра ІІІ и императорской семьи в ходе крушения поезда, и в память об этом событии учащиеся самостоятельно соорудили алтарь с иконой Спаса, написанной одним из учеников. Как видим, задачей учебных заведений в то время было не только дать образование, но и воспитать своих учащихся в духе безраздельной преданности «престолу и Отечеству».
Не оставалось без внимания и состояние здоровья учащихся: врачом училища регулярно производились осмотры телосложения, состояния зубов и зрения учащихся, делались прививки.
Группа преподавателей и выпускников училища, предположительно 1916 г.
Фото из фондов Могилевского областного краеведческого музея
Последний выпуск Могилевского Александровского реального училища состоялся в 1916 году. За 31 год работы в нем получили образование несколько тысяч ребят. Многие из них продолжили образование, некоторые прославились далеко за пределами Беларуси.
Среди знаменитых выпускников училища стоит назвать инженеров Иосифа Подгородникова и Исаака Рабиновича, художника Константина Гедду, педагога Венедикта Игнатьева, участника Первой мировой войны и Белого движения полковника Владимира Барцевича.
Подгородников Иосиф Самуилович
Кандидат технических наук, конструктор отопительных систем
Кандидат технических наук, конструктор отопительных систем
Пожалуй, самым известным выпускником является писатель Рувим Фраерман, автор произведений для детей, среди которых знаменитая повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
Из-за наступления фронта Первой мировой войны, а также революционных потрясений, к лету 1917 года занятия в могилевском реальном училище прекратились. После установления советской власти данный тип учебных заведений был упразднен, а вместо них возник новый – техникумы. Один из таких – дошкольный педагогический техникум – в 1930-е годы разместился в корпусе бывшего реального училища.
Тем самым здание на Комсомольской, 18 продолжило служить делу просвещения в Могилёве, а значит, и мой очерк получит продолжение…
Дмитрий Корсаков, специально для портала Masheka.by