Инновации в Могилеве: топтание на месте
Слово инновации на слуху. И действительно, если хочешь быть конкурентоспособным, без инноваций не обойтись. Внедрять новое в производстве и других сферах жизнедеятельности необходимо быстро и в больших объемах. В Могилевской области это не получается. Хотя и проводятся постоянно всевозможные семинары и конференции, создаются технологические парки и бизнес-инкубаторы.
В прошлом году инновационно активных предприятий, т.е тех, кто за год внедрил хоть одно маленькое новшество, в промышленности было 27, в сфере услуг -1.Получается,что в промышленности лишь каждое восьмое предприятие совершенствует производство, самый худший показатель в стране. Про сферу услуг я вообще молчу.
А ведь были и лучшие времена. В 2007 году в промышленности области было 45 предприятий внедрявших новшества, а их удельный вес составлял 22%.
А возьмем другой важный показатель – затраты на инновации. В 2010 году они практически остались в том же объеме, что и пять лет назад. Но не надо забывать- за это время цены и зарплаты выросли в два раза и тогда получается ,что реальные затраты на инновации тоже сократились примерно на эту же величину.
Половина всех промышленных инноваций в области направлена на освоение новых изделий и модернизацию уже выпускаемых. Но из отчетов предприятий следует, что почти вся новая продукция является новой для внутреннего рынка, т.е. в пределах Беларуси. А вот на внешних рынках она уже совсем не новая, а может даже очень старая и не очень привлекательная для потребителей. С таким подходом существенно расширить экспорт могилевской продукции вряд ли получится.