21-01-2016, 11:02
Жур
1 971

Могилев: стратегия развития. Точки роста

Могилев: стратегия развития. Точки роста

 

Для начала небольшой отрывок из стратегии устойчивого развития Могилевской области:«Под точкой роста в контексте регионального развития области понимается производство / предприятие / комплекс предприятий / отрасль региональной экономики или проект, которые способны обеспечить максимальный социально-экономический и/или экологический эффект, носящий системообразующий, в том числе выравнивающий для территории характер.

Достижение такого рода регионально ориентированных эффектов связывается с внедрением инновационных производственных технологий, использованием новых методов управления, изысканием дополнительных ресурсов (природных, производственных, человеческих, включая местные инициативы), а также выбором места размещения с учетом имеющихся наиболее выраженных конкурентных преимуществ территории».

Написано несколько заумно. Если говорить просто, то точка роста – это такое производство, которое способно обеспечить ускоренное развитие территории.

Авторы стратегии проделали определенную работу по выявлению таких точек. Их оказалось всего пять на Могилевскую область:

кластер сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения в Бобруйске на базе ОАО «Бобруйскагромаш»;

химико-технологический кластер производства шин и резинотехнических изделий в Бобруйске на базе ОАО «Белшина»;

химико-технологический кластер в Могилеве на базе ОАО «Могилевхимволокно»;

кластер лёгкой промышленности в Могилеве на базе ОАО «Моготекс»;

кластер производства строительных материалов в Кричеве на базе ОАО«Кричевцементношифер»;

областной кластер туризма на базе четырех санаториев.

Глядя на этот список, создается впечатление, что авторы областной стратегии или не читали стратегии республиканской или решили её проигнорировать и пойти своим путем. А в национальной стратегии сказано следующее: «Диверсификация белорусской промышленности и экспорта должна быть нацелена на специализацию республики на рынках высокотехнологичной продукции – микроэлектроники, фотоники, оптоэлектроники, светодиодной техники, лазерных технологий, космической техники, тонкой химии, био- и нанотехнологий, продукции высокоточного машиностроения. Это своего рода «драйверы» для перехода к инновационной экономике. Главная задача– создать наукоемкие продукты для новых и растущих рынков».

А что мы видим в СУР Могилевской области? Там даже упоминания о высоких и наукоёмких технологиях нет. Т.е. предполагается, что высокотехнологичную продукцию будут выпускать другие регионы, а могилевская индустрия будет двигаться по наезженной колее: химия, резинотехнические изделия и традиционное машиностроение.

Сразу скажем - на такой базе далеко не уехать. В указанных отраслях рынок давно сформировался, значительного роста спроса не предвидится, как и прорывных технологий. Так что могилевским предприятиям придется вести ожесточенную конкурентную борьбу на внешних рынках и шансы её выиграть минимальные, учитывая, что производство основано на импортных материалах и энергии.

Такой поверхностный подход к разработке СУР наталкивает на мысль, что всё делалось для галочки, и никто в Могилевской области на эту стратегию ориентироваться не собирается. Хотя какая-то польза от этой затеи может и будет, если рассматривать её как тренировку перед более серьезной работой.


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle