Могилев: стратегия развития. Критический анализ
Могилев: стратегия развития. Критический анализ
Как мы уже сообщали ранее Стратегия хорошо. а западный грант лучше , в прошлом году была предпринята попытка разработать стратегии устойчивого развития(СУР) областей Республики Беларусь. Не осталась в стороне и Могилевская область.
Процесс длился почти два года, начиная с декабря 2013 года, когда проект одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Пока в регионах не спеша шло дело, была разработана и утверждена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года (НСУР-2030).
Таким образом, областным стратегам уже были заданы приоритеты, которые заключались в следующем:
1. Развитие человеческого потенциала как важнейшего фактора и движущей силы формирования инновационной экономики.
2. Создание новых рабочих мест и повышение производительности существующих, перемещение и перераспределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в новые и перспективные сектора экономики.
3. Сбалансированное региональное развитие, создание новых центров экономического роста в регионах на основе их конкурентных преимуществ.
4. Развитие конкуренции, инвестиционной и инновационной активности, информатизации экономики.
5. Рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли.
По мнению разработчиков национальной программы, ориентация на заданные приоритеты должна в будущем дать такие результаты:
–увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 77 лет;
–рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5–2,0 раза;
–достижение ВВП на душу населения к 2030 году 30–39 тыс. долл. США по ППС (против 17,6 в 2013 году);
–повышение затрат на научные исследования и разработки – до 2,5 процента от ВВП в 2030 году;
–рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды – до 2-3 процентов к ВВП в 2030 году;
– сокращение объемов выбросов парниковых газов на 15 процентов по сравнению с 1990 годом.
В национальной программе прописано, каким образом можно добиться таких показателей и мы ещё об этом поговорим. Но не указано за счет каких регионов это будет происходить. Зато кое-что сказано о региональных стратегиях.Они должны быть переориентированы с политики равномерного развития всех районов и небольших городских поселений на приоритетное развитие районов и городов, располагающих для этого благоприятными градостроительными и социально-экономическими предпосылками и являющихся центрами и подцентрами региональных систем расселения.
Основными задачами в долгосрочной перспективе станут:
1. Совершенствование административно-территориального деления.
2. Углубление специализации экономик регионов, раскрывающих их потенциальные возможности и конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг за счет:
–замещения традиционных производств высокотехнологичным сектором;
–дальнейшего развития производств и видов деятельности, использующих местное сырье и ресурсы, а также связанных с обслуживанием сельского и лесного хозяйства;
–углубления региональной аграрной специализации, создания узкоспециализированных зон производства сельскохозяйственной продукции;
–внедрения экологобезопасных систем земледелия, бережного и эффективного использования продуктивных земель, исключающих деградацию, снижение плодородия и загрязнение почв;
–обеспечения приоритетного развития сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством экологически безопасного сырья и продуктов.
3.Опережающее развитие городов и районов, выступающих центрами региональных кластеров, что предусматривает:
–субсидирование затрат на создание и организацию деятельности центров кластерного развития;
–предоставление организациям кластерного развития помещений для размещения участников кластера, а также земельных участков (без проведения аукционов и взимания платы за право заключения договора аренды) и оборудования для индустриальных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры для организации предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг);
–субсидирование части затрат на создание специализированной инфраструктуры кластерного развития (создание и организация деятельности центров коллективного пользования оборудованием, испытательных лабораторий, центров трансфера технологий, опытных производств, обеспечение функционирования интернет-порталов), предусмотренной кластерным проектом, прошедшим конкурсный отбор.
4. Стимулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов путем:
–приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов-спутников столицы и областных центров республики;
–укрепления межрегиональных связей, преодоления оторванности периферийных регионов от больших городов страны, трансъевропейских и национальных транспортных коридоров, основных сетей и объектов энергетической, научной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры;
–проведения активной миграционной политики, направленной на привлечение в районы с кризисной демографической ситуацией трудовых мигрантов с высокими качественными характеристиками, широкое освоение технологий маркетинга территорий.
Как видим, для областных стратегов задача значительно облегчалась: им достаточно было положения и установки ,заданные национальной стратегией, привязать к местным условиям. Но и это оказалось им не по силам.