Могилев: о субконтрактации без прикрас
Свою статью в газете «Могилевская правда», озаглавленную как «Импульс для бизнеса», журналист Геннадий Александров начал с громкого заявления: «На Западе производственные гиганты вымирают, как динозавры. Обойдет ли эта участь наши предприятия?»
Скажем сразу, Геннадий Александров поспешил с выводами. Крупные предприятия на Западе процветают и сдавать свои позиции не собираются. Наоборот, усиливают своё влияние за счет слияний и поглощений. Таких сделок только в прошлом году состоялось 15 тысяч.
Вот, взять к примеру, всем известный немецкий концерн «Фольксваген». Его оборот составил в прошлом году 113 млрд.евро, это в два раза больше, чем у всей промышленности Беларуси. И прибыли он получил тоже больше. У концерна 48 заводов ,а всего он управляет 342 компаниями, в 15-ти странах мира. В прошлом году «Фольксваген» купил фирму «Порше» за 4,5 млрд. евро.
А вот у малых предприятий дела обстоят неблестяще. Про весь мир говорить не будем, остановимся на Европе и, конкретно, на машиностроении, ибо нас интересует субконтрактация, или говоря русским языком, производственная кооперация. Мелкие поставщики деталей и комплектующих ,как находились, можно сказать, в рабской зависимости от крупных заказчиков, так и продолжают находиться. Вот интересный факт по Западной Европе: зарплата на малых предприятиях в два раза меньше, чем на крупных. А что делать, конкуренция нарастает со всех сторон. Так что выбора у малых предприятий особого нет, не нравятся условия, тут же найдется десяток конкурентов. Спасает только репутация, когда покупатель и продавец работают десятилетиями, знают друг друга, как облупленные и не хотят менять устоявшихся отношений даже в ущерб коммерческой выгоде.
Но европейские эксперты уже предупреждают: малые предприятия в машиностроении ждут трудности и советуют им подумать о переходе в сферу услуг.
Поэтому слепо перенимать западный опыт могилевским промышленникам не следует. Наше машиностроение развивалось по другим принципам. На Западе производство шло от мелких предприятий к крупным. Нам же предлагается проделать обратный путь, т.е вернуться в западное прошлое.
Как отметил в беседе с Г.Александровым директор крупного могилевского предприятия, работать с малыми производствами мешает правовая «зарегулированность».И сослался на то ,что отсутствие нормативных документов, регулирующих кооперационные отношения, сводят эффект субконтрактации на нет.
Всё это сказки. Заключается договор на поставку, который имеет одинаковую форму для всех предприятий, и вперед. Было бы желание. Ведь кооперация существует не первый день, вопрос состоит в том, как её развивать, в каком направлении
А вот начальник Могилевского областного управления предпринимательства Виктор Красовский сетует в беседе с журналистом на то, что прежде чем создать производство, нужно пройти через множество разрешительных процедур, а они практически одинаковы, что для большого, где работают 5 тысяч человек, что для малого предприятия с небольшим персоналом.
А как иначе? Или большому предприятию нельзя нарушать требования техники безопасности и охраны окружающей среды, а малому можно? Или требования должны быть разными? Для большого предприятия допустимая концентрация вредных одна, а для малого другая, более льготная? Только вот мне почему-то не хочется, чтобы меня травило малое предприятие только лишь потому, что оно малое.
Г.Александров задается вопросом: «Но как вырастить альтернативу — будущих субконтракторов?» И, ссылаясь на мнение безымянных экспертов, отвечает: « Для начала, надо создать четкую законодательную базу, а затем — консолидировать усилия и государства, и больших заводов. Предприятие могло бы помочь будущим партнерам определенным оборудованием, специалистами, заказами, государство — подобрать помещение, помочь с выделением кредитных ресурсов».
Консолидировать усилия? Звучит заманчиво, но цель- то в чем? Выполнить план по созданию малых предприятий или снизить затраты у больших?
И тут не помешает вспомнить, что экономический эффект от масштаба производства ещё никто не отменял. Поэтому такой вариант, что какое-то малое предприятие будет изготавливать определенного типа детали для конкретного могилевского предприятия, не прокатит. Это малое предприятие выживет только в том случае, если будет выпускать в сотни, тысячи раз больше таких деталей и разумеется, не только для Могилева, а для всей страны. Да и масштаба страны в некоторых случаях может не хватить, чтобы организовать рентабельное производство на базе современных технологий.
В советские времена субконтрактация развивалась по приказам из Москвы и по отраслевому принципу. Вот и везли ,допустим, чугунное литье в Могилев чуть ли не с Дальнего Востока, а из Могилева в Узбекистан. И мало кто задавался вопросом : «А выгодно ли это экономике в целом?» Вот и сейчас у чиновников иногда проскальзывает мысль о применении административного ресурса, поскольку добровольно дело с субконтактом не движется.
Кое-кому ещё трудно свыкнуться с той простой истиной, что быть или не быть субконтрактакции в Могилеве - решать рынку. Будет выгодно развивать кооперацию – она будет развиваться. Не выгодно – будет топтаться на месте.
P.S. В следующих статьях мы постараемся рассмотреть вопросы, касающиеся транспорта в Могилеве. А сейчас если Вас интересует расписание поездов из Мурманска - посетите сайт по указанной ссылке.