Могилев: улицы неизвестных героев
Как-то разбирая документы на пропавших на войне могилевчан, обратил внимание, что были до 1941 года в Могилеве ул.Хальзунова и ул.Годуванцева. Первая находилась на поселке Чапаева, был такой до войны в Могилеве, да и сейчас есть, правда на карте обозначен, как микрорайон «Чапаево». Стало интересно, а сохранились ли эти улицы до наших дней.
Оказывается, сохранились. Улица Хальзунова так и осталась на Чапаевке, а улица Годуванцева нашлась на Карабановке или, как обозначено на карте, в микрорайоне «Железнодорожный». Хотя о таком районе ранее слышать не приходилось.
Поскольку раньше такие фамилии мне не встречались, то решил выяснить, что это за люди и чем прославились. Для начала обратился к справочнику «Могилев». Там фамилия Годуванцев вообще не упоминалась, как впрочем и фамилия Хальзунов. Зато было сказано, что есть в Могилеве улица Хользунова. В данном случае речь шла о Хользунове Викторе Степановиче, который отличился в Испании в 1937 году, командуя эскадрилией скоростных бомбардировщиков. За умелое командование авиационным подразделением, героизм и мужество, проявленные в боях, 27 июня 1937 года капитану Хользунову Виктору Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза. После этого Хользунов сделал головокружительную карьеру, в том же году ему было присвоено звание комбриг и он был назначен командовать авиационной армией. 28 июня 1939 года, 34-летний комдив Хользунов В. С. погиб при проведении испытательных полётов. Самолёт, пилотируемый лётчиком-героем, взорвался в воздухе.
Что касается Годуванцева, то поиск в Интернете выдал вместо этого имени фамилию Гудованцева Николая Семеновича. Оказывается, был в СССР до войны такой воздухоплаватель. Учился в Омском индустриальном техникуме. Окончил Дирижаблестроительный институт в 1935 году. С 1931 летал на свободных аэростатах и дирижаблях. В 1937—1938 командир учебно-опытной эскадры дирижаблей Гражданского воздушного флота. Погиб при подготовке полёта на дирижабле В-6 для снятия с льдины группы И. Д. Папанина. Награжден орденом Красной Звезды.
Собственно ничего героического экипаж дирижабля совершить не успел. В феврале 1938 года “СССР В-6” отправился в пробный рейс в Мурманск. Погода ухудшалась, а экипаж дирижабля в полете пользовался картами 1906 г. Неожиданно прямо по курсу дирижабля сквозь туман проступили очертания горы. Не успев набрать высоту, дирижабль стал цепляться за деревья. После ударов в гондоле с экипажем от искры, возникшей, как полагали, при замыкании в цепи электропитания, начался пожар. Взорвались баки с бензином, ящики с патронами, и корабль превратился в огненный шар. Трагедия произошла в 39 км от Кандалакши. Все тринадцать человек, находившиеся в кабине, погибли, в том числе и Гудованцев. Спаслись только шестеро авиаторов, находившихся в мотогондолах и в хвосте дирижабля.
Как отмечали позже эксперты, в течение всего полета материальная часть дирижабля работала безотказно. Причины катастрофы заключались в отсутствии на борту надежных средств навигации. На карте, которой пользовались аэронавты, вместо злополучной горы было обозначено болото. Телеграфное агентство Советского Союза сообщило: “При катастрофе убиты товарищи: Гудованцев Н.С. – первый командир дирижабля “СССР В-6”, Паньков И.В. – второй командир, Демин С.В. – первый помощник командира, Лянгузов В.Г. – второй помощник командира, Кулагин Т.С. – третий помощник командира, Ритсланд А.А. – первый штурман, Мячков Т.Н. – второй штурман, Конюшин Н.А. – старший бортмеханик, Шмельков К.А. – первый бортмеханик, Никитин М.В. – бортмеханик, Кондрашев Н.Н. – бортмеханик, Чернов В.Д. – бортрадист, Градус Д.И. – синоптик”.
Так появились улицы Гудованцева в Казани, Свердловске, Керчи, Ворошиловграде, Могилеве. Никакого отношения к этим городам воздухоплаватель не имел, а вот в Омске, где он учился и родился неподалеку, почему-то его не признали. Кстати, в Луганске, бывшем Ворошиловграде, фамилию Гудованцев переиначили, как и в Могилеве, на Годуванцев, но потом ошибку исправили. А в Могилеве до сих пор числится улица неизвестного Годуванцева.