Некоторое время назад могилёвские новостные порталы обрадовали могилевчан хорошей новостью -
наш земляк Павел Стульников занял первое место на олимпиаде по географии в Сербии. Мы связались с Павлом и поговорили о том, как это было.
Паша, привет. Поздравляю тебя с победой на международной олимпиаде по географии. Расскажи, пожалуйста, что из себя представляла данная олимпиада и какие задания нужно было выполнять?
Привет. Вообще многие люди считают географию тем предметом, в котором требуется лишь заучивать названия рек, озёр, гор, морей и так далее. Однако это совсем не так, и одной из важнейших задач международной олимпиады по географии является донести мысль о том, что география это наука, которая учит мыслить аналитически, понимать взаимосвязи природы и человека. Поэтому и задания олимпиады по географии это совсем не тест по фактам, а задания требующие развёрнутого ответа на серьёзные вопросы.
Когда мы возвращались с выполнения заданий к нашим руководителям, конечно же сразу на нас сыпались вопросы, сложные ли были задания. Но я всегда отвечал - задания интересные. Олимпиада по географии состоит из трёх туров, теоретического, практического и мультимедиа-теста.
В первом мы выполняем задания по шести разным тематическим блокам, которые зачастую отражают недавние события. Например, мы отвечали на вопросы, связанные с влиянием Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро на сам город и его жителей, а также задумывались над общими аспектами проведения спортивных мероприятий. Другой блок был посвящен проблеме обеспечения продовольствием, что связано с нынешним гуманитарным кризисом в Сомали. Таким образом подчеркивается актуальность географии в современном мире, показывается, что география даже после последних географических открытий все равно является важной наукой.
На следующий день после теоретического тура у нас начался практический тур, где мы выходили на местность. В заданиях нам требовалось показать не только знание, но и свои географические навыки. Например, нам требовалось нанести на карту недостающие объекты в парке, определить формы рельефа, присутствующие на местности.
На местности также нам требовалось выявить экологические и социальные проблемы, на основе которых мы разработали план развития данного парка, который позволит разрешить найденные проблемы. Таким образом, практический тур проверяет реальные навыки, которые требуются в профессиях, связанных с географией.
Мультимедиа-тест представляет собой набор тестовых заданий. На основе видео-, аудио-материалов, карт, диаграмм требуется произвести логические размышления.
Почему география? Когда и как у тебя проснулся к ней интерес?
География, наверное, просто потому что, по-моему, это самый многогранный и тесно связанный с другими науками школьный предмет. Мне быстро надоедают многие вещи, однако география - это тот предмет, который мне никогда не надоел вследствие своего разнообразия. Интерес ко многим предметам у меня присутствовал еще с детства, однако конкретная тяга к географическим знаниям и пониманию науки у меня раскрылись на удивление совсем недавно: полтора-два года назад, когда я учился в девятом классе и впервые попал на областную олимпиаду по географии.
Сколько времени у тебя уходило на подготовку и не страдали ли от этого другие предметы? И вообще, как у тебя с освоением других предметов? Есть ли какие-нибудь любимые, кроме географии и наоборот, какие совсем не нравятся?
На подготовку также, как ни странно, у меня не уходило сильно много времени: все-таки география это предмет на логику и аналитику, а с ними у меня проблем не было. С освоением других предметов у меня все хорошо, я учусь с отличием. Особенно мне нравится английский язык и физика. По этим предметам я также успешно участвовал на олимпиадах, но только городских. Временами я программирую, поэтому интересна мне также информатика. Таких предметов, что совсем не нравятся, точно нет. Всегда если в один раз недочет, в другой раз я покажу себя лучше.
А какие у тебя интересы вне школьной программы? Чем еще увлекаешься, может быть ходишь на спортивные секции?
У меня много интересов вне учебы: у меня с детства талант к рисованию, я закончил художественную школу. Занимаюсь фотографией, хоть и не профессионально, друзья часто зовут на портреты, да и в целом фотографирую все что окружает меня. С детства я очень интересовался авиацией, и недавно я исполнил мечту - купил квадрокоптер и фотографирую наш город сверху. Спортом я профессионально не занимаюсь, однако летом я провожу много времени на велосипеде. Недавно меня учили серфингу, меня это очень заинтересовало, жаль только, что моря с волнами у нас нет. В целом, я пытаюсь поддерживать себя в форме.
Как проходил процесс подготовки к олимпиаде? Ты занимался с преподавателем, репетитором или самостоятельно что-то изучал?
Процесс подготовки состоял в основном из того, что я собирал различные книги, материалы как у учителей, так и из интернета, а позже сам проходил по ним. Для меня личным открытием было то, что я мог сам себя учить. Также мне очень помогли занятия в лицее №1 с преподавателем Дмитрием Владимировичем Поджигеровым. Он готовил команду нашей области к республиканской олимпиаде по географии. Позже я занимался с преподавателями БГУ, которые готовили команду от Беларуси к международной олимпиаде.
Расскажи, пожалуйста, с кем ты подружился во время олимпиады? Как вы общались друг с другом и насколько уровень подготовки белорусских ребят отличался от иностранных?
В первую очередь я и ребята нашей команды познакомились со сборной Бельгии. Они жили в соседней комнате, поэтому мы пересекались достаточно часто. Однако самыми интересными знакомствами для меня были ребята из Австралии и Новой Зеландии. Всегда было интересно узнать, как живут на другой стороне Земли. У меня много опыта общения с иностранцами, поэтому я могу сказать, что много особенного в общении с другими командами я для себя не нашел, однако все равно было очень необычно встретиться с людьми с совсем другим мировоззрением.
В плане различий в подготовке, я заметил что наша команда была намного более подготовленная в плане знаний географических названий и объектов. Это не помогало нам на олимпиаде, однако было интересно видеть удивленные лица ребят с других команд, когда они слышали от нас знание малоизвестных языков, рек, озер их страны.
Что тебя больше всего поразило на олимпиаде?
Больше всего поразила организация всей олимпиады: не говоря о проживании и вообще о том, как добраться до Сербии, позаботились даже о таких мелочах, как бесплатный проезд в общественном транспорте для участников или бесплатные экскурсии.
Что бы ты посоветовал своим ровесникам, которые бы тоже хотели достичь высоких результатов в учебе и побед на олимпиадах?
В качестве совета я бы предложил, как ни странно, стать оптимистичнее. Конечно, важно стремиться к победе, иметь силу воли, но это называют слишком часто. А иногда надо просто расслабиться, перестать беспокоиться и надеяться на лучшее, этого чаще всего не хватает для победы. Для начинающих географов я бы хотел посоветовать развивать логическое и аналитическое мышление, научиться делать красивые и грамотные карты и графики, уметь работать с материалами. И учить английский, потому что на английском бесчисленное множество полезных ресурсов для географов.
Павел, спасибо большое за интервью. Я желаю тебе удачи и новых достижений как в географии, так и по другим предметам!
P.S. Мы попросили Павла задать вам несколько вопросов по географии. Они не требуют предварительных знаний и решаются исключительно логикой и творческим мышлением. Попробуйте их решить, а свои варианты можете писать в комментариях к данной статье.
1. Опишите пару способов, каким образом местные сообщества (например, жители отдельной деревни) могут внести свой вклад в сохранение своего культурного наследия и идентичности, например исчезающего языка.
2. Выделите 4 фактора, влияющих на различия в конструкции и внешнем виде традиционных жилищ в разных частях мира.
3. Опишите плюсы и минусы сноса трущоб для их жителей.
4. Выделите пару путей, с помощью которых массовые спортивные мероприятия могут повысить (именно повысить, не ухудшить) устойчивость близлежащих экосистем.
5. Какие изменения в обществе произошли благодаря началу проведения паралимпийских игр?
6. Задание, которое может встретиться на полевом туре олимпиады, к примеру. Изучив жилой микрорайон, предложите конкретные пути повышения привлекательности данной зоны по разным факторам (например, улучшить экологию, безопасность и так далее.)
Юрий Ретроман,
специально для портала Masheka.by