В Могилеве психолог рассказал о буллинге и мерах противодействия травли в школе
Ребенок возвращается из школы подавленным, не хочет рассказывать о своем дне, а утром притворяется больным, лишь бы не идти на уроки. Многие списывают это на усталость или переходный возраст. Но за этими симптомами может скрываться настоящая беда — школьный буллинг. Журналистка поговорила с опытным психологом Викторией Качаловой о том, как распознать буллинг, почему нельзя его недооценивать и что делать, чтобы ребенок научился стоять за себя.
Буллинг (травля) — это не единичная ссора или дразнилки. Ключевое отличие травли — в ее систематичности и намеренности. Это агрессивное поведение, при котором группе выбирает одного или нескольких «изгоев» для постоянных насмешек, унижений, бойкота, а иногда и физического насилия.
«Проявлений буллинга по отношению к детям может быть масса, — отмечает психолог Виктория Качалова. — Кого-то могут дразнить по фамилии, запирать в туалете, отбирать или портить вещи».
Важно понимать, что проблема не ограничивается школой. Травля может возникать в семье, например, когда одного ребенка постоянно сравнивают в пользу другого. Иногда сами родители, не отдавая себе отчета, могут буллить своих детей. Столкнуться с травлей можно и во взрослом коллективе, поэтому умение правильно реагировать на агрессию и стоять за себя — ключевой навык, который важно формировать с детства.
Как понять, что ребенка буллят в школе?
Иногда дети думают, что им никто не может помочь, боятся показаться слабыми или пострадать еще больше от травли и не говорят родителям о том, с чем сталкиваются в школе. Однако каждый наблюдательный родитель может заметить изменения в поведении ребенка, которые могут указывать на то, что он подвергается буллингу в школе.
В первую очередь, это сказывается на его поведении. Ребенок становится замкнутым, грустным, унылым, перестает выходить на контакт.
Иногда родители могут стать свидетелями немотивированных истерик дома. Иногда истерика и слезы дома могут возникать на ровном месте без видимых причин, и это тоже повод насторожиться.
Уход из реальности также может быть следствием переживаемой травли. Часто дети, которых травят, много времени проводят в телефоне.
«Телефонная зависимость часто на этом держится. Ребёнок не находит нигде понимания, утешения, интереса и контакта. Нахождения в классе он пытается избежать», — поясняет эксперт.
Случается, что это бьет и по психосоматике. Ребенок начинает часто «болеть» вплоть до того, что возникают разговоры о том, чтобы не ходить в школу и перевестись на домашнее обучение.
Съехавшая успеваемость и проблемы с учителями тоже нередко ничто иное, как следствие переживаемой травли.
Но самый самый главный повод насторожиться — это молчание. Если ребенок не приходит за утешением и поддержкой, это уже сигнал о недоверии в семье, и с этим надо что-то делать, подчеркивает эксперт.
Почему некоторые дети становятся жертвами травли?
Жертвой буллинга обычно становится ребенок, который не умеет или боится дать отпор. Агрессоры, словно радары, считывают эту неуверенность.
«Дети, которых травят, часто чувствуют себя никчемными, — объясняет психолог. — Эти установки могут формироваться в семье — как в агрессивной, так и в гиперопекающей, где ребенку просто не дают возможности научиться защищаться».
При этом сами зачинщики травли часто действуют из страха.
Как отмечает Виктория Качалова, многие родители фокусируются на том, что их ребенок стал изгоем в классе, и спешат перевести его в другой класс, чтобы сменить «неправильное» окружение. Но часто это не решает проблему, ситуация повторяется, и уже в новом коллективе ребенка вновь начинают обижать. Поэтому, прежде всего, и родителям, и ребенку важно научиться правильно действовать.
Что делать, если ребенка буллят?
Первое и самое важное, что нужно сделать родителям, — это честно поговорить с ребенком о проблеме. Дать ему возможность выговориться и прожить свои чувства. При этом важно оказать поддержку и ни в коем случае не обесценивать его переживания.
«Нельзя говорить «ты сам виноват», нельзя еще больше усиливать уничижение: «тряпка», «Не можешь ответить, сопляк». Надо давать поддержку, а не усиливать чувство одиночества, отстраненности», — рекомендует психолог.
Можно поделиться с ребенком личным опытом или примерами из жизни других людей. Если разговоров и поддержки недостаточно, ребенку нужно дать разрешение на самозащиту — огрызаться в ответ, давать сдачи. Но если и это не срабатывает, дорога одна — к психологу.
Разрешить злиться: почему это важно в терапии
Когда ребенок становится жертвой буллинга, его главная проблема — это подавленная агрессия, отмечает Виктория Качалова. Он чувствует злость и обиду, но боится их проявлять, чтобы не усугубить ситуацию. В процессе психологической работы этот запрятанный гнев обязательно начнет выходить на поверхность, предупреждает психолог.
«Когда мы начинаем работать, я 100% родителей предупреждаю: будьте готовы. Ребёнок начнёт злиться, топать ногами, хлопать дверями, огрызаться. Это классика. И ваша задача — не подавлять это, а разрешить», — говорит Виктория Качалова и подчеркивает, что в этот момент семья должна стать для ребенка «безопасным полигоном для проявления эмоций».
Однако на этом этапе родителей часто ждет испытание. Они могут воспринимать такое поведение как неуважение — из-за неприятия подобных эмоций у детей или из-за неготовности выслушивать мнение, отличное от их собственного. Усталость и занятость также мешают принять эту новую, шероховатую сторону ребенка.
Психолог предупреждает: первые проявления гнева всегда будут некрасивыми и невоспитанными. Ребенок просто не умеет этого делать иначе.
«Но позже можно будет, как я выражаюсь, «навести лоск». То есть скорректировать эти эмоции, доведя их до социально-приемлимых. Поэтому сначала мы разрешаем чувствовать и показывать злость хоть в какой-то форме. И только потом, когда внутренний запрет будет снят, можно учиться делать это корректно: не огрызаться по пустякам и не лезть в драку. Как только агрессия пойдёт, это будет значить, что мы сдвинулись с мёртвой точки и ребёнок уже сможет найти ресурс, чтобы за себя постоять», — объясняет Виктория Качалова.
Она отмечает, что, работая над проблемой буллинга, прорабатывает этот вопрос не только с ребенком, но и со всей семьей.
«Нужно понять, какие правила внутри семьи запрещают проявлять агрессию, и помочь родителям, особенно если они сами имеют проблемы с управлением гневом, научить ребенка защищаться, не подавляя его естественные реакции, а перенаправляя их в безопасное русло», — говорит эксперт.
Последствия буллинга могут наложить отпечаток на всю жизнь
Резюмируя, психолог подчеркивает, что буллинг — это не просто неприятный эпизод, а глубоко травмирующий опыт. Некоторые родители могут не заметить или не придать значения стрессу, который в этой ситуации переживает их ребенок. Между тем, этот болезненный опыт не только отравляет детство, но и продолжает влиять на человека на протяжении всей жизни.
«Ребенок чувствует покинутость, закрывается и вырастает во взрослого человека с кучей навязанных комплексов. Это впоследствии влияет на все сферы: на то, как он выберет профессию, как будет строить отношения… вплоть до выбора партнера в жизни», — говорит эксперт.
Поэтому так важно не закрывать глаза на проблему, не надеяться, что «само пройдет» или «он должен разбираться сам». Выход есть всегда, и он начинается с доверительного разговора, поддержки и, если необходимо, своевременного обращения к специалисту.
Источник: mogilev.online