История Могилева: несколько неизвестных фактов о первой электростанции в городе
Поводом для этой заметки стала фотография небольшого кирпичного домика в два окна расположенного по переулку 2-й Крутой в Могилеве. На спутниковой карте домик этот номера не имел, а прилепился к трехэтажному дому №3.
Я бы и не обратил внимания на это фото, когда читал статью про первую электростанцию Могилева 110 лет могилевской энергетике , если бы не подпись: «Переулок Крутой. Современное состояние здания, в котором находилась динамо-машина электростанции».
Этот дом сто лет назад принадлежал городской электростанции
Без сомнения, одна динамо-машина поместилась бы в этом здании. Однако дело в том, что сама по себе это устройство бесполезно без двигателя, в качестве которого может выступать или паровая машина или дизель. На могилевской электростанции использовались дизельные двигатели машиностроительного завода «Людвиг Нобель» из Санкт-Петербурга.
Такие двигатели были установлены на городской электростанции в Могилеве
Первый дизельный генератор, установленный в Могилеве, имел электрическую мощность в 90 квт., а приводил его в действие двухцилиндровый двигатель мощностью в 160 лошадиных сил. Длина двигателя 5 метров, ширина 3,9 м, высота требуемая для сборки и ремонта не менее 6,6 м.Масса 22 тонны. Под такой вес приходилось готовить бетонный фундамент глубиной в 3,3 м.
К 1913 году на могилевской электростанции уже работало четыре таких дизельгенератора. И чтобы их установить требовался просторный машинный зал шириной не менее 12 м, длиной 20 м и высотой 7 м. Примерно как на этом фото:
В качестве топлива для двигателей использовалась сырая нефть. Чтобы улучшить её горение ,она подавалась в цилиндры двигателя в распыленном виде под давлением сжатого воздуха. Поэтому на станции имелся воздушный компрессор и емкости для хранения сжатого воздуха. Для запуска двигателя также использовался сжатый воздух, после, подачи которого в цилиндры поршни начинали медленно раскручивать коленчатый вал с тяжелым чугунным маховиком.
Серьезной промышленности в то время в Могилеве не было. Соответственно и применение электродвигателей было минимальным. Несколько маломощных применялось в типографиях и на медно-чугунолитейном заводе братьев Мазья и Аронзона. Пара станков работающих от электрического тока имелась в паровозном депо, но у железнодорожников была своя электростанция.
Почти всю нагрузку для городской электростанции давали осветительные электролампы. Поэтому на максимуме станция работала всего несколько часов, да и то в зимние вечера. На ночь генераторы отключались, а уличное освещение обеспечивалось аккумуляторной установкой. Ею же обеспечивалась и дневная нагрузка, а один из генераторов время от времени включался на короткое время ,чтобы подзарядить аккумуляторы.
Поскольку двигатели во время работы сильно нагревались, их приходилось непрерывно охлаждать водой. Для этого использовать вода из Дубровенки, которая электронасосом подавалась на станцию в систему охлаждения. При полной нагрузке электростанция расходовала до 5 кубометров воды в час.
А это машинный зал Киевской электростанции построенной в 1905 году для нужд городского трамвая.Первая в мире электростанция использующая дизельные двигатели
Нефти, на которой работала электростанция, в России было с избытком, но находилась она далеко от Могилева, в районе Баку. От промыслов её везли сначала по Каспийскому морю танкерами в порты на Волге, а уже оттуда по железной дороге цистернами в Могилев. Обычная двухосная цистерна вмещала 15 тонн нефти, её хватало на два-три месяца работы. С такой же периодичностью в Могилеве объявлялся аврал по доставке нефти на электростанцию. К этой операции привлекался весь грузовой гужевой транспорт города, ведь освободить цистерну надо было за шесть часов, иначе штраф. В такие дни можно было наблюдать, как по Днепровскому проспекту курсируют туда-сюда телеги с бочками. На зиму старались сделать запас топлива, ибо зимой случались проблемы с доставкой из-за снежных заносов или прекращения речной навигации.
Несмотря на все проблемы, использование дизельных генераторов оказалось делом выгодным. Они позволяли экономно использовать топливо при изменении нагрузки, дизель-генератор можно было запустить на полную мощность за несколько минут и также быстро его остановить. Конечно, дизельный двигатель был намного сложнее паровой машины и для его обслуживания требовался высококвалифицированный персонал. Чтобы его привлечь использовались разные методы. Например, в Могилеве заведующему электростанцией и машинисту (главному инженеру по нынешним меркам) предоставлялось казенной жилье рядом со станцией. Вот как раз в том домике на два окна, что сохранился до наших дней, кто-то из них и жил.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by