История Могилева: ещё до войны. Аэроклуб
![](/uploads/posts/2019-01/1547634941_aero_mogilev.jpg)
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Здание на углу Первомайской и Комсомольской до войны знали многие жители Могилева – там на втором этаже размещался аэроклуб ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР).
ОСОАВИАХИМ
Советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФа.И это понятно, в 30-е годы прошлого века тема авиации не сходила со страниц газет, а летчики были кумирами молодежи.
![](/uploads/posts/2019-01/1547633005_os.jpg)
Могилевский аэроклуб был создан в 1935 году, как межрайонный для подготовки пилотов запаса. А межрайонный потому что БССР тогда делился на районы и Могилев был районным центром. В БССР к тому времени уже действовали аэроклубы в Минске, Орше, Витебске и Гомеле.
По идее в Могилевском аэроклубе могли учиться и жители соседних районов, но практически это было невозможно, так как занятия шли без отрыва от производства или учебы в вечернее время.
Если большинство населения страны видело самолеты только на картинках или в кино, то могилевские мальчишки могли наблюдать аэропланы в небе над городом ещё с 1915 года, когда в Могилев прибыл авиаотряд для воздушной обороны Ставки. Во время гражданской войны в Могилеве базировалась авиация 16-й армии, а в 30-е годы целая авиабригада.
![](/uploads/posts/2019-01/thumbs/1547557679_udssr-22.jpg)
Так что желающих поступить в аэроклуб было хоть отбавляй, но не все проходили строгий отбор. От будущих курсантов требовалось отличное здоровье, образование не ниже 7 классов, пролетарское происхождение, положительная характеристика с места работы или учебы, направление от комсомольской или партийной организации.
Обучение длилось один год: с начала сентября и до конца августа. До начала мая шли теоретические занятия в упомянутом выше здании, а когда подсыхала земля на взлетной полосе, переходили к полетам на аэродроме на учебном самолете У-2. Сначала летали с инструктором, потом самостоятельно. В завершение учебы сдавался экзамен комиссии с участием представителей ВВС Белорусского военного округа. При положительном результате курсантам присваивалось приказом по ВВС РККА звание пилот запаса ВВС.
![](/uploads/posts/2019-01/thumbs/1547557783_udostoverenie-pilota.jpg)
Удостоверение пилота ОСОАВИАХИМА. 1935 год
Каждый аэроклуб был закреплен за определенными школами военных пилотов, где готовили летчиков для ВВС РККА. Поэтому в Могилеве при экзаменах на присвоение звания пилота запаса присутствовали и представители Борисоглебской и Одесской школ военных пилотов, они и отбирали лучших выпускников для дальнейшей учебы.
Могилевский аэроклуб, как и многие другие аэроклубы, осуществлял и переподготовку пилотов запаса, иначе они теряли навыки пилотирования. В задании на 1939 год в Могилеве должны были подготовить 121 пилота и 24 пилота потренировать.
![](/uploads/posts/2019-01/thumbs/1547557871_1936_piloty_1m.jpg)
Первый выпуск пилотов запаса Могилевским аэроклубом. 1936. Фото выявлено Олегом Лисовским
Каким-то случайным образом сохранилась фото первого выпуска пилотов Могилевского аэроклуба, это произошло в 1936 году. В тот год звание пилота запаса получили 36 человек. Кстати, на сайте Могилевского аэроклуба ошибочно указано, что до Великой Отечественной войны аэроклубом сделано 3 выпуска пилотов. Фактически выпусков было шесть, при этом выпуск 1941 года был ускоренный за счет обучения с отрывом от учебы и производства.
Совершенно секретным постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 г. ОСОАВИАХИМ получил задание подготовить для ВВС к 15 мая 1941 года 20 000 пилотов. Как сказано в постановлении:
«Дабы не разорять промышленность отвлечением от нее рабочей силы, обучение дополнительного контингента производить из числа, главным образом, учащейся молодежи, обучающихся в 9 и 10 классах, служащих, колхозной молодежи и лишь до 10—15% рабочей молодежи».
Курсантам выплачивалась стипендия 250 рублей в месяц. Точных данных о количестве подготовленных пилотов до войны нет, но, исходя из имеющейся информации, их было не менее 350 человек. Достаточно, чтобы укомплектовать целый авиационный корпус.
Но вернемся к выпускникам 1936 года. Известна судьба лишь немногих из них. На фото мы видим пилота Натачеева. Можно предположить, что это искаженная фамилия будущего Героя Советского Союза Георгия Надточеева, который работал электромонтёром в железнодорожном депо ст.Могилев. В июне 1941 года был мобилизован в РККА и направлен в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков.
На фото слева Николай Бутома, коренной могилевчанин. В 1936 году ему было 22 года, но в армию его не призвали, поскольку пилоты запаса срочную службу не проходили. Однако Николай решил стать военным летчиком и в 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Уже в 1939 году принял участие в боях с японцами на Халкин-Голе, за что получил свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. Таких орденов он заслужил ещё три и два другого достоинства, окончил Отечественную войну полковником, зам.командира авиаполка. Лично сбил 12 самолетов противника и 7 в группе.
![](/uploads/posts/2019-01/thumbs/1547557979_image.jpg)
Владимир Лукшич, выпускник Могилевского аэроклуба в форме ВВС РККА. Из альбома Ж.Лукашевич(Лукшич)
А вот другому выпускнику, что на фото слева, Владимиру Лукшичу из Могилева, не повезло. После учебы в аэроклубе он окончил военную авиационную школу пилотов, но в 1939 году разбился, говорят при испытаниях самолета. Два его брата, Василий и Виктор тоже учились в аэроклубе, во время войны воевали в ВВС. Командир эскадрильи старший лейтенант Василий Лукшич погиб на фронте в 1943 году, а его брат Виктор, летчик бомбардировочной авиации, после войны вернулся в родной Могилев и работал в аэроклубе.
Ещё один пилот с фото, Иван Бломник, после окончания аэроклуба о военной карьере не помышлял, но с началом войны был мобилизован Могилевским горвоенкоматом в авиацию. Лейтенант Бломник служил командиром авиазвена связи, летал на У-2, так что и переучиваться не пришлось. Награжден тремя орденами.
Из фото можно узнать, что в 1936 году начальником и одновременно комиссаром Могилевского аэроклуба был ст.лейтенант Щербаков, председателем правления Фрадкин, летчиками - инструкторами Кузнецов и Швалев, преподавателями Лебедев и Блезниченко. Видим, что многие работники аэроклуба в военной форме, хотя ОСОАВИАХИМ являлся гражданской общественной организацией. Это объясняется тем, что среди гражданских работников ОСОАВИАХИМ наблюдалась большая текучка кадров, что вынудило руководство обратиться за поддержкой в Народный комиссариат обороны. В результате из РККА в ОСОАВИАХИМ, в том числе и в аэроклубы, были откомандированы военнослужащие, которые получали материальное обеспечение, например, красноармейские пайки и оклад содержания по нормам РККА.
Известна и судьба ещё одного человека на фото. Младший лейтенант Швалев Герман Алексеевич, уроженец Могилева, до 22 июня 1941 года работал в Могилевском аэроклубе, после мобилизации попал в 4-ю отдельную авиасанитарную эскадрилью Западного фронта, вывозил в тыл раненых. Пропал без вести в октябре 1941 года. В этом же подразделении летали и два других работника аэроклуба – мл. лейтенант Константинов Семен Яковлевич и мл. лейтенант Заварохин Александр Павлович. Оба пропали без вести в июле 1941 года.
![](/uploads/posts/2019-01/1547558345_800px-po-2.jpg)
Двухместный учебный самолет У-2, на котором учились летать курсанты аэроклубов. Фото из Википедии.
Перед войной в СССР действовало более 200 аэроклубов, подготовивших десятки тысяч пилотов запаса. В 1941 все они были мобилизованы и направлены в летные школы ВВВ РККА, где пройдя ускоренный, шестимесячный курс обучения, уходили на фронт и там успешно били врага.
Напомним, что среди довоенных выпускников Могилевского аэроклуба четыре Героя Советского Союза: Георгий Надточеев, Михаил Лусто, Андрей Кулагин, Тихон Жучков.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by