История Могилева: ещё до войны. Аэроклуб
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Здание на углу Первомайской и Комсомольской до войны знали многие жители Могилева – там на втором этаже размещался аэроклуб ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР).
ОСОАВИАХИМ
Советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФа.И это понятно, в 30-е годы прошлого века тема авиации не сходила со страниц газет, а летчики были кумирами молодежи.
Могилевский аэроклуб был создан в 1935 году, как межрайонный для подготовки пилотов запаса. А межрайонный потому что БССР тогда делился на районы и Могилев был районным центром. В БССР к тому времени уже действовали аэроклубы в Минске, Орше, Витебске и Гомеле.
По идее в Могилевском аэроклубе могли учиться и жители соседних районов, но практически это было невозможно, так как занятия шли без отрыва от производства или учебы в вечернее время.
Если большинство населения страны видело самолеты только на картинках или в кино, то могилевские мальчишки могли наблюдать аэропланы в небе над городом ещё с 1915 года, когда в Могилев прибыл авиаотряд для воздушной обороны Ставки. Во время гражданской войны в Могилеве базировалась авиация 16-й армии, а в 30-е годы целая авиабригада.
Так что желающих поступить в аэроклуб было хоть отбавляй, но не все проходили строгий отбор. От будущих курсантов требовалось отличное здоровье, образование не ниже 7 классов, пролетарское происхождение, положительная характеристика с места работы или учебы, направление от комсомольской или партийной организации.
Обучение длилось один год: с начала сентября и до конца августа. До начала мая шли теоретические занятия в упомянутом выше здании, а когда подсыхала земля на взлетной полосе, переходили к полетам на аэродроме на учебном самолете У-2. Сначала летали с инструктором, потом самостоятельно. В завершение учебы сдавался экзамен комиссии с участием представителей ВВС Белорусского военного округа. При положительном результате курсантам присваивалось приказом по ВВС РККА звание пилот запаса ВВС.
Удостоверение пилота ОСОАВИАХИМА. 1935 год
Каждый аэроклуб был закреплен за определенными школами военных пилотов, где готовили летчиков для ВВС РККА. Поэтому в Могилеве при экзаменах на присвоение звания пилота запаса присутствовали и представители Борисоглебской и Одесской школ военных пилотов, они и отбирали лучших выпускников для дальнейшей учебы.
Могилевский аэроклуб, как и многие другие аэроклубы, осуществлял и переподготовку пилотов запаса, иначе они теряли навыки пилотирования. В задании на 1939 год в Могилеве должны были подготовить 121 пилота и 24 пилота потренировать.
Первый выпуск пилотов запаса Могилевским аэроклубом. 1936. Фото выявлено Олегом Лисовским
Каким-то случайным образом сохранилась фото первого выпуска пилотов Могилевского аэроклуба, это произошло в 1936 году. В тот год звание пилота запаса получили 36 человек. Кстати, на сайте Могилевского аэроклуба ошибочно указано, что до Великой Отечественной войны аэроклубом сделано 3 выпуска пилотов. Фактически выпусков было шесть, при этом выпуск 1941 года был ускоренный за счет обучения с отрывом от учебы и производства.
Совершенно секретным постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 г. ОСОАВИАХИМ получил задание подготовить для ВВС к 15 мая 1941 года 20 000 пилотов. Как сказано в постановлении:
«Дабы не разорять промышленность отвлечением от нее рабочей силы, обучение дополнительного контингента производить из числа, главным образом, учащейся молодежи, обучающихся в 9 и 10 классах, служащих, колхозной молодежи и лишь до 10—15% рабочей молодежи».
Курсантам выплачивалась стипендия 250 рублей в месяц. Точных данных о количестве подготовленных пилотов до войны нет, но, исходя из имеющейся информации, их было не менее 350 человек. Достаточно, чтобы укомплектовать целый авиационный корпус.
Но вернемся к выпускникам 1936 года. Известна судьба лишь немногих из них. На фото мы видим пилота Натачеева. Можно предположить, что это искаженная фамилия будущего Героя Советского Союза Георгия Надточеева, который работал электромонтёром в железнодорожном депо ст.Могилев. В июне 1941 года был мобилизован в РККА и направлен в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков.
На фото слева Николай Бутома, коренной могилевчанин. В 1936 году ему было 22 года, но в армию его не призвали, поскольку пилоты запаса срочную службу не проходили. Однако Николай решил стать военным летчиком и в 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Уже в 1939 году принял участие в боях с японцами на Халкин-Голе, за что получил свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. Таких орденов он заслужил ещё три и два другого достоинства, окончил Отечественную войну полковником, зам.командира авиаполка. Лично сбил 12 самолетов противника и 7 в группе.
Владимир Лукшич, выпускник Могилевского аэроклуба в форме ВВС РККА. Из альбома Ж.Лукашевич(Лукшич)
А вот другому выпускнику, что на фото слева, Владимиру Лукшичу из Могилева, не повезло. После учебы в аэроклубе он окончил военную авиационную школу пилотов, но в 1939 году разбился, говорят при испытаниях самолета. Два его брата, Василий и Виктор тоже учились в аэроклубе, во время войны воевали в ВВС. Командир эскадрильи старший лейтенант Василий Лукшич погиб на фронте в 1943 году, а его брат Виктор, летчик бомбардировочной авиации, после войны вернулся в родной Могилев и работал в аэроклубе.
Ещё один пилот с фото, Иван Бломник, после окончания аэроклуба о военной карьере не помышлял, но с началом войны был мобилизован Могилевским горвоенкоматом в авиацию. Лейтенант Бломник служил командиром авиазвена связи, летал на У-2, так что и переучиваться не пришлось. Награжден тремя орденами.
Из фото можно узнать, что в 1936 году начальником и одновременно комиссаром Могилевского аэроклуба был ст.лейтенант Щербаков, председателем правления Фрадкин, летчиками - инструкторами Кузнецов и Швалев, преподавателями Лебедев и Блезниченко. Видим, что многие работники аэроклуба в военной форме, хотя ОСОАВИАХИМ являлся гражданской общественной организацией. Это объясняется тем, что среди гражданских работников ОСОАВИАХИМ наблюдалась большая текучка кадров, что вынудило руководство обратиться за поддержкой в Народный комиссариат обороны. В результате из РККА в ОСОАВИАХИМ, в том числе и в аэроклубы, были откомандированы военнослужащие, которые получали материальное обеспечение, например, красноармейские пайки и оклад содержания по нормам РККА.
Известна и судьба ещё одного человека на фото. Младший лейтенант Швалев Герман Алексеевич, уроженец Могилева, до 22 июня 1941 года работал в Могилевском аэроклубе, после мобилизации попал в 4-ю отдельную авиасанитарную эскадрилью Западного фронта, вывозил в тыл раненых. Пропал без вести в октябре 1941 года. В этом же подразделении летали и два других работника аэроклуба – мл. лейтенант Константинов Семен Яковлевич и мл. лейтенант Заварохин Александр Павлович. Оба пропали без вести в июле 1941 года.
Двухместный учебный самолет У-2, на котором учились летать курсанты аэроклубов. Фото из Википедии.
Перед войной в СССР действовало более 200 аэроклубов, подготовивших десятки тысяч пилотов запаса. В 1941 все они были мобилизованы и направлены в летные школы ВВВ РККА, где пройдя ускоренный, шестимесячный курс обучения, уходили на фронт и там успешно били врага.
Напомним, что среди довоенных выпускников Могилевского аэроклуба четыре Героя Советского Союза: Георгий Надточеев, Михаил Лусто, Андрей Кулагин, Тихон Жучков.
Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by