10-12-2019, 13:04
Леонид Плоткин
1 628

ОРС станции Могилев – теперь только в воспоминаниях



Мало кто знает, что в Могилеве в прошлом существовала такая организация, как ОРС станции Могилев.

ОАО «Желдорсервис Могилев» загнулось тихо и незаметно. Попытки реанимироваться не увенчались успехом. Собрание кредиторов и хозяйственный суд приняли однозначное решение: ликвидация и распродажа имущества за долги.

Ежегодно в Могилеве становятся банкротами десятки предприятий. Быстро появляются и быстро исчезают. Но ОАО «Желдорсервис г.Могилев» особая организация. В 1943 году вышел приказ Народного Комиссариата путей сообщения №889/цз об организации на железных дорогах отделов рабочего снабжения для обеспечения снабжением продовольственными, промышленными товарами железнодорожников и их семей.

После освобождения Могилева был создан отдел рабочего снабжения (ОРС) станции Могилев. 

Подчинялся ОРС начальнику Могилевского отделения дороги. В те годы в торговле действовала система нормирования, а отпуск товаров производился по карточкам и купонам. Население делилось на группы и категории, для которых устанавливались свои нормы отпуска товаров. Железнодорожники относились к привилегированной части населения и обеспечивались товарами в первоочередном порядке. Поэтому магазины и столовые ОРСа до отмены карточной системы были доступны только для семей железнодорожников.

На новую организацию была возложена задача строительства сети магазинов и столовых в районе станции Могилев и снабжение товарами работников близлежащих линейных станций и разъездов. На помощь городских властей рассчитывать не приходилось, поэтому был создан свой стройучасток.

Первые два магазина из деревянных щитовых панелей были построены на улице Первомайской по дороге в центр города, появились и кирпичные магазины на Привокзальном рынке. В 1949 году возвели на улице Вокзальной кирпичное здание, где разместились продовольственный магазин №1, промтоварный магазин и швейное ателье. 

Это были единственные магазины, которые обслуживали тогда большой жилой район одноэтажной застройки межу линией железной дороги и рекой Дубровенкой. Из них к настоящему времени сохранился только продовольственный магазин, имеющий нынче название «Путееец», да и тот выставлен на торги.

Могилев. Улица Вокзальная. Магазин "Путеец". Выставлен на торги.

Вскоре были построены столовые на Привокзальном рынке и по ул.Вокзальной. Ресторан на вокзале тоже относился к ОРСу. Со строительством хлебозавода ОРС получил возможность гарантированно снабжать железнодорожников хлебобулочными изделиями. На линейные станции хлеб развозился пассажирскими поездами, которые проходили через ст. Могилев. Каждый день можно было наблюдать, как на перроне вокзала идет погрузка в багажный вагон уложенных в алюминиевые ящики буханок хлеба.

Могилев. Улица Первомайская,101. На первом этаже ранее размещались магазины ОРСа ст.Могилев.

В  1955 году в построенном отделением дороги здании № 101 по Первомайской улице ОРС открыл два промтоварных магазина. В том же году появился и магазин № 9 по ул.Белинского,1.

Контора ОРСа размещалась в Товарном переулке, но после постройки здания по ул.Первомайской,99, переместилась туда. Кстати, это здание недавно продано с торгов.

Могилев. Улица Первомайская,99. Здание, где раньше размещалась контора ОРСа ст.Могилев и магазины. Продано с торгов.

В 2003 году руководство Бел.ж.д решило ликвидировать ОРСы на ст.Кричев, Бобруйск, Осиповичи, Могилев, а вместо них создать РУП «ОРС Могилевского отделения Бел.ж.д» с подчинением ему всех организаций торговли и общепита, расположенных на станциях и перегонах отделения. В результата численность коллектива увеличилась до 1000 человек. Но от такого объединения дела лучше не пошли, а тут началась компания расгосударствления госпредприятий. В результате вместо ОРСа появилось ОАО «Желдорсервис г.Могилев », 99,5% которого принадлежало государству, а 0,5% работникам бывшего ОРСа.

Новый статус не придал ускорения, а конкуренты стали теснить ОАО по всем направлениям. Мелкие магазины, разбросанные от Кричева до Осиповичи, требовали сложной и дорогой логистики и плохо поддавались дистанционному управлению. Руководство ОРСа стало закрывать предприятия, а освободившиеся площади сдавать в аренду. 

Предприятие закончило 2016 год с убытками и набрало кредитов и займов на 5,4 млн.рублей для закупки товаров на реализацию. Отдавать долги было нечем и кредиторы подали в суд. 

В начале 2017 года  ОАО было признано банкротом. В ходе разбирательств выяснилось, что единственный путь  вернуть долги кредиторам – ликвидировать предприятие и распродать его имущество на торгах. К этому времени численность работающих сократилась до 240 человек.
Могилев. Пер.Крупской,19. Хлебозавод ОАО «Желдорсервис г.Могилев»

Торговая сеть ОАО «Желдорсервис г.Могилев» к моменту ликвидации включала в себя 67 торговых предприятий и 10 предприятий  общественного питания, хлебозавод, 46 единиц автомобильного транспорта. Хлебозавод некоторое время назад ежемесячно выпускал 250-270 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий. А теперь стоит никому ненужный по пер.Крупской,19.

Процесс ликвидации начался в прошлом году и идет с переменным успехом. Лакомых кусочков у банкрота нет, хотя имущества набралось на 22 млн.руб. Но кому нужны старые грузовики и магазины на  тихих станциях в глубинке.

В настоящее время часть имущества  ОАО уже продана. Это здания магазинов по ул,Первомайской,99, Первомайской 101, на пр.Мира,25. А вот на объекты по ул.Вокзальной и на здание магазина "Меридиан" по Первомайской, 137Б покупателей пока не нашлось. Но торги продолжаются.


Леонид Плоткин, специально для сайта masheka.by
Фото: яндекс


Друзья, оцените данную статью и оставьте свой комментарий по этой теме!

Социальные комментарии Cackle