Могилев: старое фото. Загадочный переезд
В 2011 году в Интернет-коллекции фото и открыток старого Могилева Олега Лисовского, о которой мы в свое время уже писали, появилось фото неизвестной местности. Олег поместил это фото в раздел «Где это? И когда ?» с названием «Пелагеевка?». Подразумевалось, что речь идет про мост через Дубровенку в районе нынешнего проспекта Мира. Вскоре однако выяснилось, что это не мост, а железнодорожный переезд. А вот что это за переезд, мнения разделились.
Стас Нэкст:
Достаточно посмотреть на карту. Есть два варианта: Карабановка или Виленская. Карабановка исключается, там не было такой широкой и прямой улицы. Остается Виленская. Там и в 50-е годы был переезд и выход на Минское шоссе.
Александр Капенкин:
На Виленской нигде по соседству нет рельефа, соответствующего этой фотографии. На немецкой карте 43-го года в районе Виленской не обозначено ни одной выемки вдоль путей, то есть рельеф там плоский. Кроме этого, в начале ХХ века район этого переезда был довольно далеко от города и не уверен, что рядом с переездом были жилые дома.
Александр Капенкин:
Единственное место, где есть и такой рельеф и был переезд - это ул. Карабановская. В месте пересечения с железной дорогой у неё довольно длинный прямой участок. Современная ширина её 12-14 метров, что вполне соответствует фотографии. В начале ХХ века ул.Карабановская была наиболее удобной и короткой дорогой на Карабановку и далее в Печерск. Несмотря на прокладку ещё двух путей, переезд там был и во время войны - это хорошо видно на немецких аэрофотоснимках (АФС).
Геннадий Головчик:
Александр, присмотритесь к переезду в конце этого альбома. Там переезд больше похож на карабановский.Перепад двух полотен по высоте ( вытяжной путь из под моста с Кричевского направления и основного от вокзала) явно заметен на том фото + рельеф, застройка за переездом тож.
Александр Капенкин:
По фотографии в конце альбома ещё не определился. Что касается этой, то в начале ХХ века через город проходила только одна линия железной дороги, переездов в черте города было всего-то было 2 -3, может 4. Но таких мест, где переезд был бы устроен в выемке, пожалуй, больше нет.
Могилев. Железнодорожный переезд. Начало ХХ-го века. Фото из коллекции О.Лисовского
Так что же изображено на старой фотографии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим краткий экскурс в историю развития железнодорожного транспорта в Могилеве.
Первую ветку линии Витебск – Жлобин проложили в 1902 году за городом, среди лесов и полей. Тогда и появились два переезда: один на Карабановской улице, другой на Виленском тракте. Переезды в то время, как и сейчас, были охраняемые и неохраняемые. На фото мы видим охраняемый переезд со шлагбаумами. Поскольку на перегонах никакой связи с станциями не было, переездный сторож перекрывал движение гужевого транспорта руководствуюсь расписанием движения поездов. Железнодорожное ведомство России было не настолько богато, чтобы иметь сторожей на всех многочисленных переездах. Шлагбаумы ставили там, где было интенсивное движение транспорта. Утверждать, что по Карабановской улице взад и вперед сновали телеги, нет никаких оснований. В начале прошлого века деревня Карабановка имела несколько десятков дворов. Крестьянам в Могилеве делать было особо нечего, ну если только в базарный день привезти излишек продуктов на продажу.
Другое дело Виленский тракт, один из основных выездов из Могилева. Он вел в богатое местечко Княжицы и далее в Белыничи. До прокладки железных дорог по этому тракту могилевские купцы возили товар в Минск и Вильно.
Что касается рельефа местности, то, действительно, на фото он похож на Карабановскую улицу в её нынешнем виде. Дело в том, что за 100 лет это место практически не изменилось. Только добавился ещё один железнодорожный путь,соединяющий станцию Могилев-2 со станцией Могилев-3. Произашло это в 1932 году.
Приблизительно в это же время был закрыт и переезд на Виленском тракте. Объяснялось это строительством станции Могилев-2 или ,как её тогда называли, Могилев-Товарная. Было проложено много новых путей, оборудована современная по тем временам сортировочная горка, склады, подсобные и служебные помещения. Работы выполнялись бригадой железнодорожных войск, один из полков которой разместился на время строительства в Могилеве. Одновременно воины-железнодорожники прокладывали ветку Кричев-Могилев- Осиповичи.
Станция Могилев - 2. Фрагмент карты 1936г.
В результате по размерам занимаемой территории новая станция стала превосходить старую, Могилев-1, в несколько раз, а станция Могилев-1 превратилась в пассажирскую. Чем было вызвано строительство станции Могилев-2? Одна и главная причина – появление в Могилеве фабрики искусственного волокна. Она и давала весь основной грузопоток города, но вагоны приходилось гонять до станции Могилев и там их сортировать. Вот и решили построить новую станцию под боком у шелковой фабрики, тем более, что она продолжала наращивать выпуск продукции.
Поэтому, какой был рельеф на железнодорожном переезде по Виленскому тракту ,мы не знаем и теперь уже не узнаем. Известно только одно - за 100 лет он сильно изменился.
Кстати, после последней войны сортировочную горку оборудовали на станции Могилев-1,а потом, в начале 90-х годов прошлого века, она вернулась на свое первоначальное место, на станцию Могилев-2.
Общий вид станции Могилев-2. 2014 год.