Чехия: стабильная нестабильность
Чехия: стабильная нестабильность
Благодаря «финансовой подушке», созданной на предкризисном этапе экономического развития, Чехии удалось выстоять под натиском первой волны экономического кризиса и избежать катастрофического сценария развития «по греческому варианту». После экономического спада в 2009 году на 4,7 процента, в Чехии наметился умеренный экономический рост: в 2010 году прирост ВВП составил 2,7 процента, в 2011 году – 1,9 процента, который несколько смягчил последствия кризиса.
Нарастание кризисных очагов в экономике окончательно развеяло искусственно созданный имидж Чехии как «тихой европейской гавани» в бушующем море долгового кризиса в зоне евро. Страну накрыла вторая волна мирового экономического кризиса. Чешская экономика погрузилась в рецессию: в 2012 году ВВП сократился на 1 процент, в 2013 году – еще на 0,9 процента. Это самая продолжительная рецессия с начала системной экономической трансформации. Экономический спад наблюдается в 2/3 отраслей промышленности: объем промышленного производства ниже докризисного уровня в добывающей промышленности на 1/6, в энергетической – на 1/8, производстве вычислительной техники, электроники и оптических приборов – на 1/4. Углубляется инвестиционная яма: объем новых инвестиций в основной капитал составляет 75 процентов к уровню экономически благоприятного 2008 года, что осложняет решение задачи повышения конкурентоспособности чешской экономики – главного условия восстановления устойчивого экономического роста.
Обострилась ситуация на рынке труда. Уровень безработицы экономически активного населения вырос до 7,6 процента в 2013 году. Сохраняется неблагоприятная структура безработных: на долю длительно безработных (более одного года) приходится 42,2 процента их общей численности. Наиболее уязвимой категорией на рынке труда являются молодые возрастные группы: безработица лиц в возрасте до 25 лет – 19,5 процента, в возрасте 15 – 19 лет – 47,2 процента. Существует реальная угроза, что современные выпускники средних школ станут так называемым «потерянным поколением» и могут не найти места на рынке труда.
В 2011 году в рамках антикризисных мер бюджетной экономии на 10 процентов была снижена заработная плата работников бюджетной сферы (кроме врачей и учителей). В 2012 году средняя реальная заработная плата уменьшилась на 0,6 процента, в 2013-м на 0,1 процента. Снижение заработной платы наблюдается в 12 из 19 отраслей чешской экономики. Увеличивается дифференциация заработной платы: 60 процентов занятых получает заработную плату ниже средней, которая составляет 25 125 крон в месяц (примерно 970 евро).
«Здоровье» чешской экономики напрямую зависит от «самочувствия» иностранного капитала, в руках которого находится 69,1 процента активов. Иностранный капитал контролирует 97 процентов активов банковского сектора, 80 – страхового рынка, 40 – рынка ценных бумаг, 36 – частных пенсионных фондов, 80 процентов активов чешской промышленности, в том числе 97 – телекоммуникаций, 93 – производства транспортного оборудования, 94 – химической промышленности, 85 – производства электрических и оптических приборов, 71,3 – резиновой промышленности и производства пластмасс. В чешской собственности находится 30,9 процента активов, в том числе 93 – транспортных и почтовых услуг, 63 – добывающей промышленности, 51 – энергетики, 72 – пищевой, 80 – электронной и электротехнической промышленности, 95 – производства офисной и вычислительной техники.
Задача снижения демографических рисков сбалансированности пенсионных расходов решается путем повышения пенсионного возраста с учетом увеличения ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, ужесточения требований к условиям формирования пенсионных прав по продолжительности страхового стажа; перестройки экономического механизма исчисления размера пенсии; корректировки параметров индексации расчетного пенсионного капитала. С 1 января 1996 года постепенно повышается возраст выхода на пенсию – на два месяца в год для мужчин и на четыре месяца в год для женщин – до достижения к 2020 году целевых возрастных границ – 65 лет для мужчин, бездетных женщин и женщин с одним ребенком, 64 года – для женщин с двумя детьми, 63 года – для женщин с тремя детьми, 62 года – для женщин с большим количеством детей. Механизм постепенного повышения пенсионного возраста позволяет на 20-30 лет растянуть введение этой социально-чувствительной меры.
Согласно концепции пенсионной реформы, пенсионный возраст будет повышаться и после 2020 года – на два месяца в год для мужчин и женщин. Таким образом, лица 1977 года рождения выйдут на пенсию в 67 лет, 1989 года рождения – в 69 лет, 1990 года рождения – в 70 лет. В Чехии законодательно не закреплен пенсионный возраст, а установлен так называемый гибкий возраст выхода на пенсию, исходя из меняющейся ожидаемой продолжительности жизни. Согласно прогнозу, продолжительность жизни для рожденных в 2010 году мужчин увеличится с 74 лет до 86 – 87 лет в 2050 году, женщин – с 80 лет до 90 – 91 года. Ужесточаются требования к формированию пенсионных прав путем увеличения обязательного страхового стажа для получения полной трудовой пенсии – с 25 до 35 лет (для сравнения: необходимый трудовой стаж во Франции – 40 лет, в США – 35 лет, в Швеции – 30 лет).
Внесены изменения в механизм исчисления размера пенсии. На практике в результате изменения формулы расчета пенсии у 80 процентов работников с заработной платой 11000 – 38000 крон размер пенсии снизился, у 7 процентов, зарабатывающих менее 11000 крон, размер пенсии не изменился, от пенсионной реформы выиграло только 10 процентов лиц с высокими доходами от 39000 крон до 121000 крон. Согласно прогнозу, коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней заработной плате, снизится с 42,4 процента в 2013 году до 25 процентов в 2050-м.
Пересматривается и концепция реформирования системы здравоохранения, основной целью которой является диверсификация источников финансирования путем расширения платных медицинских услуг. Соучастие населения в оплате медицинского обслуживания постоянно увеличивается: с 10 процентов в 2003 году до 25 процентов в 2013-м. Переход на новую модель финансирования системы здравоохранения, предусматривающую увеличение прямого участия населения в оплате предоставляемых медицинских услуг, при общем относительно низком уровне доходов и значительном социальном расслоении общества, на практике ведет к формированию в Чехии, как и в других постсоциалистических странах с формирующимся рынком, параллельных систем здравоохранения – качественного «дорогого» медицинского обслуживания на основе передовых технологий лечения для высокодоходных групп населения и «стандартной» медицинской помощи по остаточному принципу для социально слабых слоев населения. Расширение платности медицинских услуг усиливает неравенство в доступе к качественной медицинской помощи разных социальных слоев населения, что может иметь отрицательные последствия для воспроизводства здорового генофонда страны и, соответственно, для обеспечения в прямом смысле здоровых основ для устойчивого сбалансированного экономического развития.
Еврокомиссия неоднократно «отлучала» Чехию от брюссельской казны и замораживала выделение ей средств из бюджета ЕС на совместные инвестиционные проекты из-за «нецелевого» использования и громких коррупционных скандалов, в которых замешаны представители высших эшелонов власти. Административные «джунгли» создают питательную среду для коррупции, которая деформирует экономические отношения и разрушает правовую среду. Согласно рейтингу Transparency International, в Чехии один из самых высоких уровней восприятия коррупции в мире: в этом табеле о рангах Чехия переместилась с 25 места в 1996 году на 59 место в 2013-м, которое она делит с Тринидадом-Табаго, Сальвадором и Намибией. В непрозрачной правовой среде сложились благоприятные условия для ухода от налогов, «увода» доходов в теневой бизнес. Доля так называемой «серой экономики» составляет в Чехии 18,4 процента ВВП по сравнению с 10,6 – в Австрии, 12,6 – в Великобритании, 13,0 – в Нидерландах, 15,6 – во Франции, 16,3 – в Германии, 34,7 – в Болгарии, 35,3 – в Румынии, 24,4 – в Венгрии, 27,4 процента ВВП – в Польше. Настоящая «черная дыра» – система распределения госзаказов, объем которых составляет около 650 миллиардов крон, из них 10 – 20 процентов – коррупционная составляющая.
Правительство ЧР довольно осторожно оценивает перспективы развития чешской экономики, прогнозируя восстановление докризисного уровня не раньше 2015 года. Согласно экспертным оценкам, спад чешской экономики достиг своего дна и в ближайшей перспективе можно ожидать медленного восстановления динамики экономического роста: прирост ВВП в 1 квартале 2014 года составил 0,8 процента, во 2 квартале – 0,3 процента. Наметившееся слабое оживление чешской экономики носит неустойчивый характер и при усилении внешних и внутренних рисков экономика может вернуться в состояние стагнации – качественного перелома пока не просматривается.
По материалам статьи Зои Кузнецовой «Стабильная нестабильность» на сайте www.svom.info
На правах рекламы: Если Вас интересуют каркасные дома под ключ - посетите сайт по указанной ссылке. На нем вы найдете много предложений по каркасным домам.