Могилев: грядут другие времена
Могилев: грядут другие времена
Как сообщило ТРК « Могилев», председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник во время личного приема граждан отметил: «Могилев должен быть территориально замкнут рамками, которые имеет. И на минском направлении дальше кольцевой дороги областной центр расстраивать нецелесообразно. Предстоит уплотнять застройки. И как вариант – ускорить снос ветхого жилья, чтобы на его месте возводить многоэтажные дома».
Полностью поддерживаем Петра Рудника.И не потому, что он большой начальник,а лишь по той простой причине,что других вариантов развития у Могилева не может быть в принципе.Если,конечно,он хочет сохраниться в будущем как полноценный город.
А теперь вернемся на сто лет назад. В 1913 году на весь Могилев было несколько авто,которые с неимоверным грохотом передвигались по булыжным мостовым.Ушедшее столетие прошло под знаком неограниченного количества дешевой нефти. Отсюда и десятки тысяч автомобилей на улицах нашего города, и заасфальтированные улицы и переулки. Но эра дешевой нефти уже на закате. Всё глубже приходится сверлить нефтяные скважины,всё дальше продвигаться в необжитые и труднодоступные районы. Ученые ввели такое понятие как «пик нефти». Это такойй моментв истории планеты, когда добыча нефти начнет снижаться при одновременном росте спроса на неё со стороны Китая, Индии и других развивающихся стран, которые полны решимости приблизиться к западным стандартам потребления. В том числе и в отношении личного автотранспорта.
И что нас ждет? А ждет нас резкий рост цен на энергоносители. И не на какие-то там проценты,а в разы.И не все страны смогут с эти ростом справиться. Например, уже сейчас, Беларусь, имея большие скидки на нефть и газ со стороны России, не может выровнять свой внешнеторговый и платежный баланс, находясь всё время в минусе.
Привычная городская жизнь через несколько десятилетий может сильно измениться. Многим придется отказаться от личного транспорта,ибо придется выбирать между бензином и едой.Общественный транспорт сможет выжить, если своевременно перейдет на электротягу.
Рост цен на нефть сильно повлияет на расходы по строительству и содержанию городских автомобильных дорог. Ведь гудрон, который является составной частью асфальтобетона, как известно, является продуктом переработки нефти. Вероятно, потребуется заменить часть колесного общественного транспорта на рельсовый, типа трамвая. Из всего сказанного выше следует вывод : в Могилеве надо иметь минимум автомобильных дорог, а населению размещаться вблизи рельсовых и водных путей.
Подозреваю,что разработчики генплана Могилева не особенно задумывались о будущих ценах на энергоносители. У них на картинке вдоль Днепра сплошные зеленые зоны.Вероятнее всего, в будущем о зеленых зонах придется забыть и вспомнить, что Могилев возник на берегу Днепра именно потому, что река является природной транспортной артерией. Кстати, и в наше время речной транспорт самый дешевый и наименее энергоемкий.
Могилев, как и всякий город строится на века, но такое впечатление, что никто из проектировщиков и архитекторов не задумывался, а что будет с городской энергетикой через 50 или 100 лет. Каким способом горожане будут передвигаться по городу, как и чем будут отапливаться здания и сооружения, какие производства останутся, а какие исчезнут, как цены на нефть повлияют на численность населения Могилева. Нарисовали планировку, а вы дети и внуки потом расхлебывайте, что мы недалекие умом тут нагородили.
Так что уплотнение – это то, что возможно поможет уберечь Могилев в будущем от разрухи и запустения.Да,будут и противники. Жильцы сносимых построек, которым трудно отказываться от привычного образа жизни. Набегут и свядомые историки с криком: « А нам дорог этот столетний сарайчик, ибо он соединяет поколения, а вот эта высотка нарушает средневековый пейзаж». Возопят экологи: «По какому праву уничтожаете зеленые насаждения?». Всех их надо с полной решительностью посылать подальше, ибо не ведают,что творят. Ну,а генпланировщикам следует сто раз подумать, всё ли они предусмотрели хотя бы на 50 лет вперед, ибо настают другие времена и их просчеты будет стоить очень дорого, возможно даже придется платить человеческими жизнями.