Ранее
здесь мы выяснили, что воздух в Могилеве загрязняют как предприятия расположенные в самом городе, так и за его пределами, а, конкретно, на участке №4 СЭЗ «Могилев». На территории этого участка часть предприятий зарегистрированы в Могилеве, а часть в Могилевском районе. Кто сколько из них выбрасывает вредных веществ – тайна за семью печатями. Одно утешает: не все выбросы из этого промуззла достигают территории города, поскольку сам промузел находится южнее Могилева. Поэтому полетят вредные вещества в сторону города или в другом направлении, зависит от того, откуда дует ветер и куда. Могилевчан должен интересовать южный ветер, который несет выбросы на город. В среднем по году южный ветер дует 17% всего времени, так что на город приходится в среднем шестая часть выбросов с участка №4.
Надо отметить, что выбросы промпредприятий производятся в основном через высокие дымовые трубы, а это позволяет рассеять вредные вещества на большие площади и тем самым значительно снизить их концентрацию, а значит и влияние на здоровье. Правда бывают моменты, когда наступает затишье и тогда скорость рассеяния снижается, а концентрация вредных веществ в воздухе города повышается.
А вот мобильные источники загрязнения, а для Могилева это на 99% автотранспорт, гадят нам прямо под нос. Вдобавок, улицы, зажатые с двух сторон домами, препятствуют рассеянию вредных веществ.
Сколько вредных веществ в воздухе приходится в Могилеве на долю автотранспорта, никто точно сказать не может. Объем выбросов автотранспорта зависит от многих факторов, которые, в общем-то, известны, но не поддаются точному учету. Одни ученые предлагают исходить из расхода горючего, другие считают, что надо учитывать пробег. Третьи берут за основу интенсивность трафика. А ещё надо учитывать структуру автопарка и его модельный состав, качество и вид топлива, загруженность автодорог, ибо при наличии пробок увеличивается расход топлива, а состав выхлопных газов меняется в худшую сторону.
Одно известно, как ив других городах, в Могилеве количество автотранспорта за последние годы значительно увеличилось.
По данным ГАИ на начало 2020 года на учете состояло 111 340 легковых авто, 21427 грузовых и 1891 автобус.
Похоже, что для Могилева никто выбросы от автотранспорта не считал, опубликованы только данные по Могилевской области в целом. Поэтому попробуем просто оценить объем выбросов. Если принять во внимание, что, например, в Санкт-Петербурге выброс составил 0,235 тонн на единицу автотранспорта, то пересчет на автопарк Могилева даст цифру в 31,6 тысяч тонн.
Таким образом, общий выброс вредных веществ в атмосферу в Могилеве от всех источников составит примерно 37,3 тысяч тонн, из них на долю автотранспорта приходится 85%. А если ещё учесть концентрацию и состав вредных веществ от автотранспорта, то не будет преувеличением утверждать, что вред окружающей среде от автотранспорта превосходит вред от промышленных источников раз в десять.
Вопрос, как его уменьшить?
Улучшить ситуацию на дорогах вряд ли получится, автопробки похоже останутся в Могилеве навсегда. Можно предположить, что экономический кризис заставит часть автолюбителей пересесть на общественный транспорт. Набирающий силу переход на удаленную работу также в перспективе снизит городской трафик, а значит и выбросы. Однако, кардинально решит проблему замена двигателей внутреннего сгорания на электропривод. И похоже, что это время не за горами.
Информационный отдел портала Masheka.by
Фото носят иллюстративный характер
А что вы думаете по данному вопросу?