Могилев: чему троечник может научить отличника?
Могилев: чему троечник может научить отличника?
Итак мы выяснили, что ни медали, ни дипломы предметных школьных олимпиад не отражают в полной мере уровень образования в средних учебных заведениях. Так где же выход? В Министерстве образования упор делают на ведомственный контроль. Есть в министерстве и департамент контроля качества. Работает этот департамент не просто так , а по программе мониторинга качества общего среднего образования разработанной в Национальном институте образования. Как же должно по мнению ученых оцениваться качество знаний учеников допусти 11 –го класса? А вот как: по результатам диагностических срезов и вступительных испытаний в высшие учебные заведения .
Про то, какие оценки получают могилевские школьники на диагностических срезах нам неизвестно, такое впечатление, что информация эта только для служебного пользования.А вот результаты ЦТ хоть и в усеченном виде до общественности доходят. Было бы интересно узнать, как в отдельных школах или гимназиях Могилева соотносятся итоги срезов и ЦТ, но трудно представить ,чтобы на срезах по физике 40% учеников получили двойки. Это вызвало бы нешуточный скандал.
Да и что мы всё о физике, да математике. Ведь неплохие баллы могилевские выпускники получают на ЦТ по географии, истории и прочим гуманитарным предметам. Не спорю, всякая наука заслуживает уважения, но только никуда не денешься от того, что благополучие общества определяют не историки, социологи, юристы и экономисты, а инженера, конструкторы, технологи, механики, энергетики, агрономы, зоотехники. На голодный желудок никакая история и социология не полезут в голову.
Историка-двоечника я ещё как-то могу представить, а вот инженера, знающего математику на уровне четырех действий арифметики – ну никак. Хотя в жизни и такие встречаются. Впрочем, инженера они по названию, а по сути разносят бумажки по этажам.
И тут мы подбираемся к главному: а кто же нам выучит грамотных технарей? Если учесть, что проходной балл по физике, математике и информатике составил в МГУ им.Кулешова 113.А, между тем, совсем недавно, в 2007 году, чтобы выучиться на учителя математики надо было набрать при поступлении 165 баллов. Из год в год падает планка требований и на специальности дошкольного и начального образования. А ведь процесс обучения начинается уже в детском саду. В этом году в вузах на многие педагогические специальности приняли всех, кто подал заявление и сдал ЦТ.
Как это скажется потом на учениках, которые любят играть в игры и посещать видеочат онлайн бесплатно, а в дальнейшем — на абитуриентах, когда в школы придут педагоги, сами с трудом сдавшие вступительные испытания, это похоже никого не волнует. Вот и на совещании в Могилеве педагоги и чиновники были озабочены тем, что снижается результативность участия в олимпиадах учащихся лицеев и гимназий.
Там может огрехи школьного образования смогут исправить в вузе? Вот что говорит корреспонденту «Народной газеты» декан физико-математического факультета Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова Леонид Старовойтов : «Так уж сложилось, что абитуриенты с высокими результатами на ЦТ в основном не стремятся осваивать профессию учителя. Сегодня есть широкие возможности для ребят, хорошо знающих математику и физику: можно пойти в программисты или инженеры. Вот и получается, что будущему айтишнику физику надо знать лучше, чем студенту педагогической специальности, которому, по сути, через пару лет придется готовить тех самых компьютерщиков. Если бы учителям платили хотя бы половину того, что зарабатывают программисты, конкурсы и проходные баллы были бы солиднее. Может, даже выше, чем на IT-специальности. Хотя престиж профессии измеряется не только деньгами, но и отношением общества к специалистам. Лет десять назад преподавателей ценили, а сейчас, когда я уговариваю абитуриентов перейти из программистов в учителя, отпираются даже родители».
Ну, что тут сказать? Думаю, что в обществе за десять лет отношение к учителям вряд ли изменилось. Хороший учитель ценился во все времена, а слабый не пользовался авторитетом. Так же ,как и плохой инженер или программист. Что касается зарплат, то мне неизвестны страны, где бы средний учитель математики зарабатывал больше среднего программиста. Я подчеркиваю, именно среднего. Потому что есть частные школы, где учитель имеет доход больше плохого программиста.Но в любом случае надо думать, как привлечь в будущие учителя наиболее подготовленных абитуриентов. По-моему же скромному мнению, учителя математики, физики, химии, биологии должны иметь тарифную ставку хотя в 1,5-2 раза больше всех остальных учителей. В противном случае нас всех ждут унылые времена.