Особенности гелевых аккумуляторов для мотоциклов
В автомобильной, лодочной и мототехнике аккумуляторы используются уже больше столетия. Их главная задача – запуск двигателя и обеспечения электроэнергией потребителей в тот момент, когда генератор не работает.
На протяжении существования АКБ инженеры пытались улучшить ее характеристики. Прорыва удалось достичь только в 70-х годах, когда был придумана гелевая батарея. Ее особенностью является тот факт, что электролит находится в гелеобразном состоянии, что улучшает характеристики АКБ. Это теперь водители задумываются, какие гелевые аккумуляторы лучше, но сразу после изобретения, новую технологию не оценили. Активное использование таких батарей началось только в нулевых годах.
Устройство и принцип работы
В данном аспекте гелевые АКБ практически ничем не отличаются от кислотных или щелочных аналогов. Типовое устройство гелевого аккумулятора выглядит следующим образом:
- Корпус – это резиновый или пластиковый герметичный резервуар;
- Клеммы – для подключения «плюсовых» и «минусовых» проводов;
- Сепараторы – области, которые заполняются гель-электролитом, их также могут называть пластинками;
- Опоры призмы – над ними находятся сепараторы;
- Крышка;
- Электроды – зачастую это свинцовая сетка или решетка;
- Клапан отработанных газов – редко встречается в конструкции батареи.
Гелевые аккумуляторы могут быть двух типов: GEL и AGM. Между собой они отличаются тем, что во втором случае электролит находится в стекловолокне, что обеспечивает набольшую безопасность.
Плюсы и минусы гелевых АКБ
Сегодня нет проблем с приобретением батарей, это можно сделать в любом автомогазине, или купить мото аккумуляторы на сайте. При этом главное, на что обращают внимание при их покупке–достоинства и недостатки. Модели с гелем имеют больше плюсов, по сравнению с кислотными аналогами, однако и без минусов не обходится.
Достоинства:
- Обслуживание. В случае с гелевыми аккумуляторами оно вовсе не требуется. То есть владелец мотоцикла покупает батарею, ставит ее в штатное место и все. Ему остается только периодически подзаряжать ее;
- Надежность. Сепараторы и пластины сделаны таким образом, что полностью отсутствует риск осыпания;
- Ресурс. Элемент питания данного типа батарей может выдержать от 500 до 1000 циклов заряд-разряд;
- Нет вредных испарений. Во время работы не выделяется газ, ведь конструкция герметична. Испарения геля есть, но они остаются внутри, и повторно усваиваются электролитом;
- Можно устанавливать в любом положении (это важно в случае мотоаккумулятора). Гель не растекается по сепаратору, сохраняя форму;
- Небольшие размеры. Занимает меньше места;
- Долгий саморазряд. За год АКБ потеряет до 20% заряда, что несравнимо мало в сравнении с кислотными узлами.
Минусы гелевого аккумулятора для мотоцикла:
- Высокая цена. Цена гелевой батареи может доходить до 1000 белорусских рублей. Она зависит от емкости, напряжения и компоновки. В бюджетном сегменте такие модели отсутствуют;
- Не переносит морозы. Когда на улице значительно ниже нуля, то аккумулятор будет разряжаться быстрее кислотного. При низких температурах есть риски повредить его;
- Сложность зарядки. Для подзарядки используют особое устройство.
Покупать ли гелевые аккумуляторы зависит от используемой техники. Для мотоциклов это вполне оправданное приобретение. Но стоит учитывать, что должна быть исправна бортовая электроцепь, в противном случае новая батарея может быстро выйти из строя.