АБФ в Могилеве: интервью с Анастасией Морозовой

АБФ – не все знают, как расшифровывается, но многие точно слышали эту аббревиатуру. Актыўным Быць Файна - первая организация современного народного образования в нашей стране. Не так давно в Могилёве появился свой маленький штаб АБФ-цев, который за 3 месяца существования принял у себя около 250-ти человек. Что вызвало такой ажиотаж и почему могилевчане давно нуждались в АБФ, узнали у координаторки организации по могилёвскому району Анастасии Морозовой.
Когда ты впервые услышала про организацию?
Около года назад появилось непреодолимое желание себя развивать, и я загуглила лагерь для активистов. Нашла информацию про Академию Лидерства от АБФ. Что такое АБФ при этом я не знала. Просто загорелась идеей активно провести время в компании крутых ребят. Для этого связалась с уже бывшей председательницей организации в Беларуси Дарьей Нечай, которая в будущем и вдохновит меня на создание АБФ в Могилёве. На Академию я тогда не попала, зато съездила в Литву и удалила зуб мудрости.
С чего началась история АБФ в Могилёве?
С моих сомнений. Стать координаторкой АБФ в Могилёве меня останавливал страх. Мне казалось это большой ответственностью. А потом случилась поездка в Швецию. Для членов АБФ была такая возможность: съездить туда на 5 дней, чтобы познакомиться с партнёрами организации. Ехали представители со всех регионов. В Швеции мне подробно объяснили суть методики, которая заключалась в том, что лидер кружка – не учитель у доски. Т.е. ответственность не такая масштабная, как кажется изначально. В задачи лидера входит найти помещение, собрать людей с одним интересом и смодерировать процесс. В идеале – равный обучает равного.
Получается ли эту практику реализовывать на деле?
Большинство людей привыкли только потреблять: прийти, послушать, а потом еще и покритиковать. Пока человек сам чего-то не сделает, ценить не будет. Сложности со шведской методикой были у всех, в том числе – у лидеров. В их головах нужно было разбить шаблон обучения в школе. Вторая сложность – объяснить участникам, что они пришли не просто послушать, а непосредственно стать частью обучающей системы. Не сказать, что на всех кружках это до конца реализовывается, но мы стараемся.
Где ты искала лидеров? Или они нашли тебя?
В АБФ много людей я привела с другой организации, с которой перестала сотрудничать. Это были знакомые, с которыми я не хотела разрывать связь. Не было точек соприкосновения, а дружить вне чего-либо у меня не совсем получается. Теперь у нас есть повод встречаться. Многие пришли на Академию лидерства, которую в сентябре этого года для нашего города провела проектная менеджерка Юлия Мицкевич и нынешняя председательница АБФ Беларуси Валерия Молокович. Через неделю мне начали писать люди, что готовы открыть кружок. В итоге одновременно запустилось 6 проектов. А у меня поехала крыша (смеётся). Ведь вопросы и проблемы возникали у всех лидеров. Благо, моя основная работа позволяла с этим разбираться «не отходя от кассы».
Работа могла стать препятствием активизму?
Нет, у меня адекватный и лояльный начальник. А вот коллегам практически ничего не рассказываю – не понимают. Особенно, когда слышат, что занимаюсь этой работой бесплатно.
В АБФ не платят?
Нет. Только печеньки (смеётся). И то бывает, что за весь кружок успеваешь выпить только полчашки чая. Видишь, как едят другие люди, а сам в это время бегаешь, что-то убираешь, пишешь какие-то записочки, помогаешь лидеру.
Всегда была такой активной?
Пассивной и ленивой. Первую часть своей жизни провела перед телевизором в кресле. В институте только и делала, что училась. На работе переживала, как она мне не нравится. Потом стала строить карьеру, дошла до максимальной планки. И тут меня стало накрывать. Поняла, что деградирую, в тысячный раз просматривая постики в новостной ленте. Нужен был вброс. Им стал мой первый лагерь для активистов от ЦГИ.
Нас увезли на Чигиринку и на протяжении 5 дней общались, придумывали какие-то проекты, очень круто заряжались от людей, природы, своих и не только идей. Меня начали слышать, мои знания и опыт наконец-то пригодились. Вот тогда я и заразилась активизмом, проволонтёрила в Центре около года. Очень благодарна за этот опыт. Благодаря ему, в том числе, появился АБФ.
Можешь ответить на вопрос: зачем АБФ Могилёву? И тебе.
Начну с себя. Изначально моя цель была в том, чтобы собрать тусовку классных людей и хорошо проводить свободное время, потому что оно у меня есть. Точнее, было – до АБФ (смеется). Конечно, тогда я не предполагала, что этих людей будет больше 230. Безумно, только сейчас поняла, что за прошлый год не видела столько людей, как за эти 3 месяца.
А что касается города.… Сейчас в Могилеве появилось много классных инициатив. Но АБФ дает уникальную, на мой взгляд, возможность неформального образования. Глобальная же цель организации – это развитие демократичности в людях. Занимаясь шведскими кружками, я начала замечать, как люди меняют свое отношение к окружению, начинают слышать других, принимать чужое мнение. Вот для всего этого.
Сейчас в АБФ действует 8 кружков. Это уже достаточно серьёзные показатели для региональной организации. Собираетесь останавливаться?
Пока заявки принимаются (смеётся). После каникул, думаю, запустятся пару новых проектов.
Например, координатор тоже должен вести кружок. Но пока я менторила остальных, не было ни времени, ни физических сил на что-то своё. Сейчас я готова попробовать себя в качестве лидера.
Что это будет?
Эко кружок. Будем учиться грамотно потреблять. Подчёркиваю слово «учиться», потому что я сама не являюсь экспертом в этой теме.
Я правильно тебя поняла: для АБФ важно, чтобы появлялись новые лидеры, а каждый кружок нашел свою аудиторию?
По-хорошему, деятельность всех кружков в идеале должна взращивать новых лидеров, желающих открывать свои кружки. Методика шведских кружков приводит к тому, что каждый осознает свою значимость, ощущение того, что он может дать что-то другим. А именно так и становятся лидерами. И мне очень приятно видеть такие изменения в людях: как они растут сами над собой и меняются от встречи к встрече. Это самый важный показатель эффективной деятельности АБФ.
Насть, а ты могла бы назвать кружки, которые по каким-либо причинам выделяешь?
Есть такие, которые очень люблю и часто посещаю. Безумно нравится арт-кружок. На нём я выключаю ментора и превращаюсь в маленького ребенка. Я в детстве очень любила рисовать, а в художку так и не попала. Поэтому сейчас закрываю детские гештальты.
Очень благодарна лидерке-экспертке Наташе. Она ведёт психологический кружок «Место встречи». Я на нем тащусь, экономлю деньги на психологе (смеётся). А если серьёзно, то, конечно, этот кружок не стоит путать с приёмом у психолога. Скорее, это место, где можно обсудить, как у тебя прошла неделя, и заесть это всё печеньками.
Часто, когда люди рассказывают про своё дело, то говорят о нём в контексте «мой второй дом», «моя семья». Можешь так сказать про АБФ?
Да, думаю, да. И проявляется это, в первую очередь, в заботе. Сейчас АБФ – это то окружение, на которое я могу положиться. Меня принимают и поддерживают, обо мне беспокоятся. С этими людьми есть возможность быть собой, настоящей и не бояться этого.
Настя Печенькова, специально для портала Masheka.by
Фото со странички АБФ В Могилеве