Как живется водителям-колясочникам в Могилеве. Проект «Паркуйся правильно»
Будни водителя-колясочника сложные и непредсказуемые: то место на парковке со специальной отметкой займут, то на АЗС нет ни номера телефона, ни кнопки вызова оператора — выкручивайся, как хочешь. Как сегодня колясочнику оставаться полноценным автомобилистом, не имея возможности ходить.
Казалось бы, все просто: нельзя занимать парковочные места для инвалидов, а инвалидам, в свою очередь, нужно закрепить за стеклом машины специальный значок. Но реалии таковы, что часто эти правила не соблюдают, а многие автомобилисты занимают эти места сознательно, игнорируя ПДД и моральные принципы.
«Ой, я не заметил знак!»
Анна Иванова автолюбитель со стажем, за рулем более 15 лет. И за это время, говорит, сполна ощутила на себе проблему парковки. Основная беда, — уверена Анна, — от низкой культуры наших граждан. Радует, что в последнее время в городе стали появляться парковочные места для инвалидов. Но, как показывает практика, многие автовладельцы пользуются этими местами, не имея на то права. Нередко можно увидеть, что возле крупных торговых центров автовладельцы паркуются на местах для инвалидов, которые находятся ближе ко входу, хотя есть и другие свободные места.
Анна говорит, что возле ее дома есть одно парковочное место, и оно частенько бывает занято.
— Для того чтобы мне припарковаться, нужно открыть двери полностью — чтобы выгрузить коляску, которая может быть шириной от 60 до 80 см, — рассказывает инвалид-колясочник. То есть нужно, чтобы с обеих сторон машины было достаточно места. Именно поэтому так важны эти самые 3,5 метра. Приезжаешь, а спецместа заняты. Что делать? Находим парковку и становимся по диагонали. Кому-то может показаться неправильным, но иначе мы не выберемся. По поводу удобства, размещения, оформления спецпарковок у меня много вопросов.
Еще одна проблема, отсутствие или недостаточное количество парковочных мест на стоянках возле частных центов.
По этому поводу в законе есть пробел, — говорит Анна Иванова. Оказывается, частник при строительстве, например, магазина, может как оборудовать парковочные спецместа для инвалидов, так и нет. В законе нет четкости по этому поводу. Я знаю, что у нас в городе много инвалидов-колясочников ездит на автомобилях. Кто-то за рулем, кто-то в качестве пассажира. Так что свободные места возле магазинов и разного рода учреждений жизненно необходимы. Это не привилегия, не особый статус, а вопрос доступности и мобильности. Инвалиды тоже хотят и могут быть полезны обществу.
«Мне далеко идти»
Помимо требования соблюдать ПДД ГАИ во время рейдов то и дело напоминает людям о совести.
Сотрудники ГАИ еще раз напоминают автовладельцам, что оставлять машины на специальных местах имеют право инвалиды 1-й и 2-й групп, а также 3-й группы (с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Кроме того, это касается тех, кто их привез. При этом обязательное условие — на автомобиле на время парковки должен быть опознавательный знак «Инвалид». Если, скажем, водитель (не инвалид) перевозит инвалида, он может там парковаться. Но когда не инвалид едет в машине один или перевозит пассажиров без ограничений, парковаться там ему уже нельзя, и никакая наклейка здесь ничего не решает.
Некоторые водители используют такой аргумент: а откуда вы знаете, что я не инвалид? Мол, размещение наклейки необязательно. Но здесь есть важный нюанс: передвигаться можно без опознавательного знака, но парковка под табличкой 7.17 «Инвалиды» разрешена только транспортным средствам с опознавательным знаком «Инвалид». А как иначе, например, ГАИ узнает, кто приехал? Гадать по рисунку протектора? Или по номерам?
В соответствии с законодательством штраф за неправомерную стоянку транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, составляет 2 базовые величины, что сегодня соответствует 58 белорусским рублям. Помимо штрафа, автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку. В таком случае нарушителю придется оплатить расходы по эвакуации, а также каждый день нахождения автомобиля на штрафстоянке. Но сами инвалиды-колясочники говорят, что главное — не размер, а неотвратимость наказания. Но как ее обеспечить?
Воспитать культуру парковки
К слову, в Могилеве выпускники школы городских инициатив «Теплица» решили обратить внимание общественности на эту проблему проектом «Паркуйся правильно».Наша цель — изменить поведение водителей-не инвалидов на парковках, предназначенных для людей с ограниченными возможностями, — рассказал руководитель Центра городских инициатив Юрий Стукалов. Мы хотим исправить эту ситуацию и показать, что в Могилеве живут культурные люди, которые с уважением относятся к тем, кто ограничен в возможностях.
Во взаимодействии с крупными торговыми центрами организаторы проекта будут воспитывать культуру парковки у водителей, автомобили которых не обозначены специальными знаками, но припаркованы на местах для инвалидов.
Источник: mogilove.by
Фото носит иллюстративный характер