В системе соцзащиты ожидаются изменения
Попадая в трудную жизненную ситуацию, человек ищет помощи. И со стороны государства он может на нее рассчитывать. Социальная защита — важнейшее направление политики Беларуси. Программой деятельности Правительства до 2025 года предусмотрен ряд новшеств, которые в этом направлении необходимо внедрить в ближайшие годы. Среди них — упрощение механизма оказания государственной адресной социальной помощи, развитие стационарозамещающих форм социального обслуживания, совершенствование политики занятости. О планах и задачах «Р» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Иван Лавринович.
Помощь идет к человеку, а не он к ней
— Иван Антонович, говоря о социальной защите граждан, люди чаще понимают материальные выплаты. Но это только часть многопрофильной поддержки государства. Кто и когда в стране становится объектом помощи и что изменится в ближайшую пятилетку в этой системе?— Социальная защита граждан направлена на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи, попавших в сложную жизненную ситуацию. Она реализуется через комплекс мер.
Первое направление — это социальная поддержка нуждающихся. Она оказывается как в денежной, так в натуральной форме. Малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам предоставляется материальная помощь в рамках государственной адресной социальной помощи. В прошлом году ее получили более 305 тысяч человек на общую сумму 112 миллионов рублей. Инвалидам и другим категориям граждан предоставляются технические средства социальной реабилитации. Ежегодно ими обеспечиваются около 249 тысяч граждан. В 2020 году на данные мероприятия затрачено почти 50 миллионов рублей.
Второе направление — предоставление социальных услуг. Те, кто нуждается в посторонней помощи, могут воспользоваться социальными услугами государственных учреждений соцобслуживания. Это 146 территориальных центров социального обслуживания населения и 92 дома-интерната почти на 19 тысяч мест. В прошлом году услугами таких учреждений было охвачено почти 152 тысячи человек. В основном это пожилые люди и инвалиды.
Вышеуказанные меры защиты закреплены в законодательстве. Одним из инструментов реализации программы деятельности Правительства является Госпрограмма «Социальная защита» на 2021–2025 годы. Она ставит цель — достигнуть за этот срок 100-процентного охвата мерами государственной социальной защиты граждан, обратившихся за их получением и имеющих на это право. И для максимального охвата всех нуждающихся мы перешли от заявительного к выявительному принципу с акцентом на качество услуг. То есть не человек должен искать нашей помощи, а мы сами находить таких людей и предлагать услуги и поддержку.
Адресная помощь — чаще и без волокиты
— Государственную адресную социальную помощь тоже усовершенствуют?— Вначале я напомню, что сегодня система такой помощи включает четыре вида социальных выплат. Для граждан и семей, которые имеют низкий доход, это ежемесячное социальное пособие и обеспечение продуктами питания детей до двух лет. Гражданам, которые временно испытывают жизненные трудности, оказывается единовременное социальное пособие. Также в системе адресной помощи инвалидам I группы и детям-инвалидам с IV степенью утраты здоровья оказывается материальная поддержка на приобретение жизненно важных предметов гигиены. В зависимости от конкретной ситуации человек может обратиться по месту жительства в орган соцзащиты за этими пособиями.
Сейчас мы готовим предложения по упрощению механизма предоставления помощи. Предлагается максимально сократить перечень документов, представляемых гражданами для оказания помощи, пересмотреть дополнительные условия для ее назначения, утратившие свою актуальность, оптимизировать перечень доходов, учитываемых при определении нуждаемости в помощи. Также рассматривается вопрос о возможности увеличения кратности предоставления единовременного социального пособия до двух раз в календарном году. Сейчас это возможно один раз в год.
Оценка нуждаемости и мониторинг качества
— В каких направлениях будет развиваться система соцобслуживания?— Основное — это совершенствование направлений соцобслуживания, позволяющих пожилым гражданам и инвалидам проживать самостоятельно в домашних условиях. Услуги социальной помощи на дому, сиделки, сопровождаемого проживания предоставляют территориальные центры соцобслуживания. Их оказывают 21 000 человек, 70 процентов из которых — соцработники.
Пожилым людям и инвалидам помогают справиться с бытовыми проблемами, оказывают услуги по уборке жилого помещения, доставке на дом продуктов питания, предметов первой необходимости и лекарств, по оплате коммунальных и других платежей. В сельской местности к этому перечню добавляется помощь в растопке печи, доставке воды, уборке придомовой территории. Для тех, кому по состоянию здоровья необходим больший объем поддержки, оказывается помощь в санитарно-гигиенических процедурах, приготовлении пищи и кормлении. Что здесь можно усовершенствовать?
Мы планируем разработать и внедрить новый механизм определения нуждаемости в социальном обслуживании. Он будет основан на оценке индивидуальных потребностей и условий жизнедеятельности граждан. Это позволит предоставлять услуги более адресно, с учетом потенциала пожилых граждан и возможностей их близких, а значит, более рационально расходовать бюджетные средства.
Для обеспечения качества соцобслуживания будет внедрен механизм регулярного внутреннего мониторинга. Параллельно будут укрепляться материально-техническая база учреждений, открываться новые отделения, обновляться оборудование и транспорт. Это позволит повысить комфортность проживания пожилых людей и инвалидов, качество их обслуживания. В результате строительства новых зданий и мероприятий по реконструкции стационарных учреждений дополнительно создадим более 900 мест. В том, что они будут востребованы, нет никакого сомнения — население страны стареет.
Хочу отметить, что в создании условий для комфортного проживания людей пенсионного возраста особенно важно расширять обучение компьютерной грамотности наших пожилых людей. Нужно, чтобы как можно больше пенсионеров умели самостоятельно оплатить коммунальные услуги, узнать последние мировые новости, пообщаться с внуками, заказать продукты через интернет. И это не только требование времени. Пандемичный год показал, что порой такие навыки необходимы для сохранения собственного здоровья.
Как мы лодку назовем…
— Слышала, что в планах Минтруда — переименование домов-интернатов, подчиненных ведомству…— Это действительно так. В названиях не должно быть слов «интернат» и «престарелый». Они способствуют формированию негативного отношения к подобным учреждениям. А ведь мы стремимся, чтобы стационарные учреждения соцобслуживания не только становились площадками для комфортного пребывания, но и помогали восстановиться, развить возможности человека.
В наших домах-интернатах проживают молодые люди с инвалидностью и маломобильные пожилые граждане. К каждой категории выстраивается свой подход по обслуживанию. Если для пожилых главное — обеспечить круглосуточный уход и медицинскую помощь, то для молодых людей с инвалидностью важнее социальная реабилитация через занятия в кружках и мастерских, обучение навыкам самообслуживания, необходимым для проживания за пределами стационарного учреждения. С 2013 года развиваются услуги сопровождаемого проживания. И результаты работы таких отделений есть: 67 человек мы восстановили в дееспособности. Теперь они проживают самостоятельно и не нуждаются в опеке и помощи посторонних. Некоторые даже создают семьи. Недавно в семье выпускников Лидского дома-интерната родился второй ребенок.
Самое последнее нововведение — организация в домах-интернатах отделений дневного пребывания, в которых пожилые люди и инвалиды смогут получить качественный уход, пока их родные будут на работе. Это своего рода «детские сады» для пожилых и инвалидов. К сожалению, из-за эпидситуации открытие таких отделений временно отложено.
В следующем году мы подготовим предложения по комплексной корректировке Закона «О социальном обслуживании», включая изменение наименований стационарных учреждений.
Пособие по безработице может вырасти
— Уровень зарегистрированной безработицы в стране уменьшается, но тем не менее около 150 тысяч человек в год обращается за содействием в трудоустройстве и социальной поддержкой. Каких изменений в сфере защиты безработных стоит ожидать в ближайшем будущем?— Основным инструментом, регулирующим реализацию государственной политики в области занятости населения на ближайшую пятилетку, является Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы. И главная задача политики занятости в ближайшей перспективе — предупредить безработицу, сохранить социальную стабильность и эффективно использовать имеющийся трудовой потенциал. При этом необходимо отметить, что уровень безработицы в Беларуси и сегодня один из самых низких показателей даже среди так называемых развитых стран.
Служба занятости располагает широким арсеналом активных мер политики занятости — начиная от профориентации, консультаций по поиску работы до трудоустройства различных категорий граждан по специальным программам (адаптация инвалидов к трудовой деятельности, приобретение опыта практической работы и другие), обучения граждан под конкретное рабочее место. Задача — выстроить до 2025 года эффективную занятость в увязке с производительностью труда, развитием новых технологий, автоматизацией и цифровизацией трудовой деятельности, а значит, необходимо будет реализовать и меры по оптимизации кадров.
— И как вы видите решение этой задачи?
— Нужно наладить эффективное взаимодействие с нанимателями через создание дорожных карт по сотрудничеству. С одной стороны, нельзя потерять высвобождаемых работников, допустить их выход на открытый рынок труда, а следует помочь трудоустроиться на другие рабочие места или получить новую профессию. А с другой стороны, активно помогать предприятиям в комплектовании необходимыми кадрами, в том числе переобучать под конкретное рабочее место.
Для нашей страны в приоритете не выплата пособия по безработице, а активные меры политики занятости. При этом необходимо сохранять адресный подход к социальной поддержке отдельных категорий безработных граждан, которые по не зависящим от них обстоятельствам не могут трудоустроиться более длительный срок, чем другие безработные.
Тем не менее вопрос по увеличению размера пособия по безработице не снимается с повестки дня. В первую очередь это касается безработных граждан, проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, а также граждан предпенсионного возраста.
Источник: sb.by
Фото носит иллюстративный характер