Аналитики: Белорусы перешли в состояние потребительской депрессии
Похоже, что белорусы перешли в состояние потребительской депрессии. Иначе трудно объяснить длительный период снижения товарооборота.
Статорганы отчитались, что в январе 2021 года розничный товарооборот в стране сократился на 0,9%. Это уже третье снижение продаж в ритейле: в ноябре 2020-го товарооборот упал на те же 0,9%, в декабре — на 0,1%.
В территориальном разрезе ситуация с продажами в розницу была следующей. За январь 2021-го товарооборот по Минску уменьшился на 2,8%, по Брестской области — на 2,1%, по Витебской — на 2,3%, по Гродненской — на 1,7%.
В столице продажи продтоваров выросли на 0,1%, а остальных товаров упали на 4,9%. В Брестской области товарооборот сократился в обоих товарных группах — на 0,6% и 3,6% соответственно. В Гродненской области продтоваров с учетом инфляции продали на 1,1% больше, остальных товаров — на 4,6% меньше.
Особый случай представляет собой Минская область, в которой розничный товарооборот вырос на 3% даже к высокой базе 2020 года (+8%). В этом регионе продтоваров реализовали на 3,2% больше, чем годом ранее, а прочих товаров — на 2,6% больше.
Позитивная статистика Минщины связана с регистрацией в Минском районе интернет-магазина одной из крупнейших розничных сетей страны. По факту товары реализуются во всей Беларуси, а учет идет по одному региону.
Учитывая эпидемию коронавируса, популярность доставки товаров на дом выросла на десятки процентов. За 2020 год только по данным Евроопта количество заказов онлайн увеличилось до 3,8 млн единиц.
Финансовые данные ритейла поступают с отставанием в месяц от показателей товарооборота. В 2020 году флагманы розничной торговли заработали выручку в 37,4 млрд BYN.
По сравнению с предыдущим годом выручка ритейла выросла на 10,1%. Однако потребительская инфляция за 2020-й составила 5,5%. Из этого следует, что в реальном выражении выручка увеличилась на 4,4%.
Средняя рентабельность продаж в ритейле составила 2,2%. При этом среди крупных и средних предприятий отрасли 29% получили убытки от реализации, а еще 52,8% показали рентабельность в пределах 0–5%.
Чистая прибыль флагманов розничной торговли составила 412,1 млн BYN. В номинале она выросла на 0,8%, а с поправкой на инфляцию упала на 4,5%. Доля убыточных организаций поднялась с 16,9% до 18,1%, а сумма их убытков — на 71,9% до 137,4 млн BYN.
Суммарные долги ритейла к 1 января достигли 9,706 млрд BYN. За 2020-й они выросли на 22,8%. Платежи розничной торговли по кредитам и займам составили 5,812 млрд BYN (+25,6%). На эти цели предприятия направили 15,5% выручки (против 28,7% в среднем по стране).
Источник: banki24
Фото носит иллюстративный характер