Могилев: «технари» на завтра
Могилев: «технари» на завтра
С большим удовольствием читаю статьи Геннадия Александрова, журналиста «Могилевской правды».По- моему мнению, он на Могилевщине один из немногих авторов, кто в состоянии внятно и со знанием дела рассказать читателям о проблемах региональной экономики.
Вот недавно привлекла внимание его статья под названием «Заказ на «технарей». Как правильно замечает автор, без инженеров и исследователей ни о каком инновационном развитии не может быть и речи. Между тем, особого интереса в изучении математики и физики у нынешних школьников не наблюдается. Результаты централизованного тестирования по этим предметам говорят сами за себя. С такими знаниями о техническом прогрессе в стране остается только мечтать. Более того есть опасения, как бы не скатиться с нынешнего уровня вниз.
Г.Александров в своей статье описывает впечатления от посещения областного Центра творчества, так нынче называется бывший Дворец пионеров, что на проспекте Мира. Есть в этом центре и технические кружки. Автора впечатлили модели самолетов и кораблей.
Приведу цитату из статьи: «Залюбовался я и моделями кораблей, подводных лодок – точными копиями настоящих. Если вспомнить фильмы про флот, то на съемках очень часто используются именно такие, изготовленные в судомодельных мастерских, корабли. Для того, чтобы создать маленький аналог торпедного катера, рассказывал руководитель объединения Геннадий Борисенко, требуется много месяцев, а более сложные модели (ведь в них нет ни единой заводской детали) – несколько лет. Ребята изучают различные конструкции судов, учатся читать чертежи, получают азы конструкторских навыков, осваивают приемы работы по металлу, дереву, пластикам».
Далее автор узнает из рассказов работников ОЦТ, что техническое творчество держится на энтузиастах-пенсионерах, есть проблемы с приобретением оборудования и материалов.
А мне при этом вспомнилось собственное детство. Когда-то, очень давно, я записался в судомодельный кружок при Дворце пионеров. Помню, что были те же проблемы. Материалов и времени руководителя на всех не хватало, поэтому всё внимания уходило старожилам-старшеклассникам, на новичков никто внимания не обращал. Они слонялись из угла в угол и маялись от безделия. После несколько занятий бросил я этот кружок, хотя судомоделирование мне нравилось.
Я это веду к тому, что то моделирование, которое увидел журналист, это вчерашний, если не позавчерашний день. Почему-то автор не упомянул ни о 3D моделировании, ни о аддитивных технологиях, как в народе называют 3D печать. Именно такие технологии применяются при единичном производстве, к которому относится и моделирование.
Позволю себе напомнить, что простой 3D принтер в состоянии заменить целый парк станков и сократить сроки изготовления моделей с месяцев до нескольких дней. Но что-то мне подсказывает, что кружковцы могилевского ОЦТ имеют смутное представление о 3D моделировании, а 3D принтер видели только на картинке. Что уж тут говорить об обычных могилевских школьниках.
А вот российские школьники уже приступили к изучению аддитивных технологий. Например, рабочая программа учебного курса «Введение в 3D моделирование» для организации внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов основной школы рассчитана на 28 часов. Для более продвинутых предназначена 121-часоваяя программа учебного курса «Применение 3D технологий в промышленном и архитектурном дизайне» для организации внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов основной школы.
Во многих российских школах можно встретить и простейшие 3Dпринтеры, позволяющие применить полученные знания по объемному моделированию на практике.
Так что техническое творчество развивать надо. Но на другой технологической базе. И не только в ОЦТ, но и в обычных школах. Потому что нам нужны «технари» завтрашнего дня, а не вчерашнего.