Могилев: город и театр. Заметки нетеатрала
Могилев: город и театр. Заметки нетеатрала
Так уж сложилось в Могилеве, что про местный драмтеатр надо говорить хорошо или ничего. Вот и поют молодые журналисточки дифирамбы актерам, сплошным талантам и гениям творческого труда, а директор театра ломает голову, как заполнить зрительный зал и вакансии. Но это так, вступление.
В Могилевском драмтеатре я был четыре раза. Начало положили два школьных культпохода. В шестом классе нас повели на драму «Гибель экскадры».Почему-то название спектакля запомнилось на всю жизнь, хотя само действо впечатления не произвело. Возбужденные матросы бегали по сцене и чего-то делили. Как потом, уже спустя много лет, случайно выяснилось - делили они в 1918 году Черноморский флот. Но нам, шестиклассникам это было неведомо. Зато хорошо отложилось в памяти трехдюймовое орудие в серой башне, занимавшей полсцены. Ствол орудия был направлен прямо в зрительный зал, что впечатляло.
Через год классная опять повела нас в театр. Странно, что название спектакля опять прочно осело в голове. Шла популярная в то время драма «Барабанщица».Действие происходило во время последней войны. Героиню, красивую девицу, в конце представления застрелили, но перед этим она лихо сплясала на столе. Тем и запомнилась.
В очередной раз я попал в театр через много лет. Председателю месткома удалось меня уговорить сходить бесплатно на «Трамвай «Желание».Поразило то, что актеры ходили по сцене в джинсах и кедах. Вероятно, с кроссовками у них были проблемы. А может нынешние хипстеры из тех времен? Кто знает. Запомнились и посторонние звуки со стороны сцены явно не относящиеся к спектаклю. Какие- то отвлекающие внимание скрипы, шорохи, постукивания. Было видно ,что актеры к этому привыкли и спокойно продолжали играть, а, мне, зрителю, это чертовски действовало на нервы. Чипсов в то время в магазинах не продавали, а конфеты были в дефиците.
Название последнего спектакля я не запомнил, хотя это было и недавно. В тот раз хотелось просто посмотреть на обновленный театр, да и жену не хотелось обижать: она просто мечтала пройтись со мной под ручку по коридорам театра. Интересно ,что шли мы на один спектакль, а попали на другой. Что-то заклинило в театральном механизме, но мне было в принципе без разницы что смотреть. Актеры играли одну из нравоучительных пьес, на тему добра и зла или что такое хорошо и что такое плохо. Но я уже был далеко не кроха-сын, который пришел в театр с подобным вопросом. Раздражала и отвлекала внимание и глубина сцены и её размеры, хотя она и не изменилась за 125 лет. Глаз, привыкший к монитору компьютера и экрану телевизора, как-то не мог освоиться с увеличенной многократно рамкой изображения, и рассеяно блуждал по сцене. Единственное, на чем он иногда задерживался ,так это на декорации в центре площадки. Она представляла собой прозрачный лифт, в котором актеры ездили вверх-вниз, из настоящего в прошлое и наоборот. Или из преисподней в небеса. Кто их там знает, что хотел сказать этим режиссер. Они такие выдумщики.
А теперь переходим к казалось бы простому вопросу: «Зачем люди ходят в театр?» Я- то ходил туда не по своей воле.
Вернемся на 125 лет назад. В Могилеве 50 тысяч населения и никаких практически развлечений для местной публики. Рукоделие для прекрасного пола, игра в карты для мужского. Мелкие тусовки по хатам. Вся информация об окружающем мире поступает в текстовом виде и исключительно в черно-белом варианте. Да и не все горожане в состоянии прочитать даже текст, а тем более понять его. Что поделаешь – у большинства за спиной только церковно-приходская школа. По- настоящему образованных людей в Могилеве всего лишь несколько сотен – чиновники, учителя, врачи, юристы, военные. Они хоть и читают по вечерам книги и газеты, но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.
И вот в Могилеве открывается театр. Своей труппы нет, приходится пользоваться услугами заезжих антрепренеров. А их дело простое - «рубить капусту». Бизнес есть бизнес. Декорации и реквизит корявые, актеры так себе. Но могилевчане и этому рады. Замечу только, что в зрительном зале было примерно 300 мест, столько и сейчас. Правда, один местный краевед утверждает, что зал вмещал аж 500 зрителей, но это он погорячился.
Церковь в дореволюционной России гнобила театр, видя в нем конкурента, ибо с его сцены тоже сеялось доброе и вечное. Хотя и не всегда и не везде. И ещё, как отметил один театральный деятель тех времен, театр был вторым университетом. Ну, не знаю, может императорские театры и подходили под это определение, но вот чтобы могилевский, так я в этом сильно сомневаюсь. Ибо актеры и режиссеры провинциальных театров не отличались высокой образованностью, театральное образование имели единицы, на сцене играли в основном самоучки. Тем не менее, кое-что новое в театре можно было узнать.
После революции большевики ,разогнав церковь, возложили на театр продвижение своих идей в массы. И понеслись со сцены коммунистические проповеди с художественным уклоном. Как говорится, сочетая приятное с полезным.
Но тут появилось кино. А потом телевидение. И театр постепенно стал оттесняться на задний план. Но самым опасным конкурентом театра стал Интернет. Он дал возможность каждому попробовать себя в роли драматурга, режиссера, оператора, актера. По отдельности или всё вместе. Посмотреть на интернет – форумы - так это цирк и театр в одном флаконе. Миллионы людей самых разных возрастов и профессий играют себя или придуманную ими роль в социальных сетях, на сайтах знакомств. Не хочешь играть, пиши стихи и прозу и выкладывай бесплатно в Интернете. Всемирную сеть наводнили миллионы фотографий и сотни тысяч видеороликов выполненные профессионалами и любителями. Им всем теперь не до театра. Они развлекаются и творят одновременно.
На страницах газеты «Могилевская правда» журналист Герман Орлов как-то верно заметил: «А вот почти все, что связано с «МартКонтактом», да и вообще с театром, — это штучный товар, достойный бурных и продолжительных аплодисментов. Хэнд-мэйд, ручная работа». От себя добавлю – ручная работа для штучного зрителя. Аплодисменты будут, бурные и продолжительные, но от узкой околотеатральной тусовки. Такие тусовки есть у могилевских рок-музыкантов, могилевских фотографов, могилевских художников. Но узок их круг и страшно далеки они от народа.
Да, собственно, народ им и не нужен. Тусовка, она и есть тусовка. Она сама для себя. Ну, типа, они такие продвинутые и умные, что остальная часть общества со своим «убогим» уровнем творцов понять не в состоянии. Вот и играют в могилевском театре в основном для критиков, для фестивалей и конкурсов. Если бы не нужда в деньгах, так вообще бы играли для пустого зала.
Вот и могилевская актриса Елена Кривонос о том же : «Актёр зависит от зрителя. Как-то так получилось, что основной театральный зритель в Могилёве - это женщины среднего возраста, которые ждут от театра развлечений. Они регулярно ходят в театр, делая кассу. В итоге, большинство спектаклей в репертуаре сейчас ориентировано именно на такую публику».
Перефразируя тов. И.Сталина, хотелось бы сказать в ответ: «Другой публики для вас у нас нет». Зритель резко изменился и не вина в том театра. И тут уж как не изгаляйся и с репертуаром, и с режиссурой, и с подбором актеров, а былого уже не вернешь. Как пели в свое время «Песняры» : «Няма таго, што раньш было».