История Могилева: довоенные автобусы

Просматривая довоенные фото Могилева, вы не увидите на них изображений автобусов или других средств общественного транспорта. А между тем, услугами автобусов жители Могилева в тот период пользовались. Остается спорным вопрос, когда после революции 1917 года на улицах Могилева появились первые маршрутные автобусы

История Могилева: 1844 год. Ура, инженеры приехали!

Кто такие инженеры и чем они занимаются, могилевчане до 1844 года не имели ни малейшего понятия. Ибо в городе не было ни одного инженера. Да они собственно и не требовались, ибо никаких машин в городе не наблюдалось, а дома строились не выше двух этажей. Да и в этом случае отсутствие знаний заменялось толщиной стен и перекрытий.

История Могилева: инженер Николай Ястржембский

Жил в середине  XIX  века в Могилеве один очень интересный человек. Никто тогда и не мог предположить, что он войдет в историю, а имя его будет занесено в энциклопедии XXI века. Звали этого человека Николай Ястржембский. Служил он начальником отделения в 11-ом округе путей сообщения.

История Могилева: старые фото по новым адресам

Автор: Жур от 11-08-2016, 17:41
Наш сайт уже рассказывал об Интернет - коллекции старых фото и  открыток,которые собирает Олег Лисовский. Коллекция постоянно усилиями энтузиастов пополняется новыми фото. Вокруг коллекции сложился круг постоянных посетителей и комментаторов, интересующихся историей Могилева. Недавно компания Гугл, которая владеет сервисом, где размещалась коллекция, решила поменять формат фотохостинга, создав определенные сложности для автора коллекции и её посетителей. Если раньше все альбомы коллекции были доступны по одной ссылке, то теперь каждый альбом имеет свою ссылку.

Оборона Могилева: воинские части и их командиры

Предлагаю вашему вниманию список воинских частей и их командиров, .принимавших участие в обороне Могилева в июле 1941 года. Впервые подобная таблица была составлена мной пятнадцатьлет назад и размещена на сайте mogilevhistory.narod.ru.В настоящее время сайт не действует, да и за прошедшее время появилась много новой информации о защитниках Могилева.

Хронология обороны Могилева в 1941 году

Лет десять назад я составил хронологию событий, связанных с обороной города Могилева в 1941 году. Исходных материалов было мало: в основном воспоминания участников обороны, ну и немногие сохранившиеся и доступные на тот момент архивные документы. Пошли годы, и выяснилось, что участников обороны нередко подводила память и желание приукрасить события тех дней. К тому же оказалось, что и многие архивные документы фиксировали лишь факты и цифры выгодные их составителям.

Лето 1941-го года. Кто и как вычислял сроки разгрома СССР

Автор: Жур от 27-06-2016, 18:58
В воспоминаниях, написанных после окончания Великой Отечественной войны, уцелевшие немецкие генералы и фельдмаршалы дружно перекладывали ответственность за поражение Третьего рейха на Гитлера. Они не вспоминали о том, что, строя планы войны с Советским Союзом, не только фюрер, но и они сами не собирались воевать долго. «Верховное командование думало сломить военную мощь России в течение 8-10 недель, вызвав этим и её политический крах», - свидетельствовал командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гейнц Гудериан.

Лето 1941-го года. Бой за местечко Свислочь

Местечко Свислочь располагалось в месте слияния Свислочи и Березины на своего рода полуострове, сформированном обеими реками. Само местечко окружали болота и попасть в него по суше можно было только через узкий перешеек на северной окраине. Через 240 -метровый мост на реке Свислочь дорога вела на юг, в д.Углата и далее на ст.Свислочь. Еще один 650-метровый мост соединял местечко с восточным берегом Березины. Само местечко до войны насчитывало примерно 300 дворов, представляя по тем временам довольно большой населенный пункт.

Лето 1941-го года. Бой за железнодорожный мост через Березину у ст.Свислочь

После того, как выяснилось, что автодорожный мост через Березину в м.Свислочь не в состоянии выдержать тяжелую технику, у немцев осталась одна надежда – ж/д мост.Охрана железнодорожных мостов в СССР была возложена на войска НКВД. Мост через Березину охранял гарнизон 73-го полка 3-й дивизии НКВД по охране железных дорог и особо важных объектов. Штабы полка и дивизии находились в Могилеве. Дивизией командовал комбриг В.И.Кисилев, полком майор Гуревич. Зенитное прикрытие обеспечивало РККА.

Лето 1941-го года. Бой на станции Свислочь.

Есть на железнодорожной ветке Могилев – Осиповичи станция Елизово. Только до войны она называлась Свислочь. По имени расположенного неподалеку местечка Свислочь у впадения реки Свислочь в реку Березина. А в нескольких сотнях метров от станции стояли хаты рабочего поселка Октябрь, который после войны переименовали в Елизово. А за поселком виднелся железнодорожный мост через Березину. Мост охранялся гарнизоном войск НКВД.